Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
официальный сайт
Контрольно-счетная палата Вологодской области
официальный сайт

УТВЕРЖДЕН
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 20 марта 2018 года № 6
(в ред. решения коллегии от 29.12.2022 № 80)

Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг»

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг» (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ), статьей 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 12 закона Вологодской области от 12 июля 2011 года №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – закон области о КСП), Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации, внутренними документами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – КСП области).

1.2. Целью Стандарта является установление общих требований, правил и процедур осуществления КСП области аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ (далее – аудит в сфере закупок).

1.3. Задачами Стандарта являются:

- определение требований к содержанию аудита в сфере закупок;

- определение основных этапов и процедур проведения аудита в сфере закупок;

- определение порядка формирования и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок.

1.4. Стандарт предназначен для использования должностными лицами КСП области при организации и проведении аудита в сфере закупок, осуществляемого в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по контролю за использованием средств областного бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также при проведении иных проверок, в которых деятельность в сфере закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объекта аудита (контроля).

При осуществлении КСП области полномочий по контролю за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Вологодской области, а также проверок местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящий Стандарт применяется в части, касающейся закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

1.5. При организации и проведении аудита в сфере закупок должностные лица КСП области обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области, Регламентом КСП области, Стандартом, а также другими внутренними документами КСП области.

1.6. Решения по вопросам аудита в сфере закупок, не урегулированным настоящим Стандартом, принимаются председателем КСП области.

2. Содержание аудита в сфере закупок

2.1. Целью аудита в сфере закупок является анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, в том числе:

достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Вологодской области;

выполнение функций и полномочий государственных органов Вологодской области, органа управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее – ТФОМС).

При этом КСП области осуществляет экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В процессе проведения аудита в сфере закупок оценке подлежат в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.2. Предметом аудита в сфере закупок является деятельность заказчиков по использованию средств бюджета Вологодской области, бюджета ТФОМС, а также в отдельных случаях, установленных законодательством, средств местных бюджетов, направляемых на закупки товаров (работ, услуг) (далее – бюджетные средства), осуществляемая в соответствии с Законом № 44-ФЗ, а также организация и эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок.

2.3. Задачами аудита в сфере закупок являются:

проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования закупок и обоснования закупок), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

обобщение результатов осуществления деятельности по проверке, анализу и оценке результатов закупок, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

подготовка предложений по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

систематизация информации о реализации предложений по устранению выявленных при проведении аудита в сфере закупок отклонений, нарушений и недостатков и совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

2.4. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий КСП области проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс использования бюджетных средств начиная с этапа планирования;

информация о законности, своевременности, обоснованности, целесообразности, эффективности, результативности расходов на закупки;

система организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) и результаты использования бюджетных и иных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого объектом аудита (контроля).

При анализе и оценке порядка организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур.

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования, включая обоснование закупки, реализуемости и эффективности осуществления закупок.

Аудит в сфере закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом № 44-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

2.5. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:

участники контрактной системы в сфере закупок (государственные (муниципальные) заказчики, заказчики, уполномоченный орган, уполномоченные учреждения, специализированные организации, поставщики, получатели товаров, работ, услуг по государственному (муниципальному) контракту), на которых распространяются контрольные полномочия КСП области, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом области о КСП.

2.6. В рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оцениваются деятельность как объекта контроля, так и формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и операторов электронных площадок, а также работа органов ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого объектом контроля.

3. Источники информации при проведении аудита в сфере закупок

3.1. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

3.2. Законодательство о контрактной системе, в том числе Закон № 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок;

3.3. Сведения из единой информационной системы в сфере закупок, в том числе утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте:

- планы-графики закупок;

-     информация о реализации планов-графиков закупок;

-     реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;

-     реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

-     библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов; перечни товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

-     реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;

-     правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров (работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами);

-     отчеты заказчиков, предусмотренные Законом № 44-ФЗ;

-     извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним; информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

-     информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, законодательством Вологодской области;

-     информация о результатах мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

-     иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

3.4. Внутренние документы заказчика, а именно:

-     документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;

-     документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

-     документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;

-     утвержденный план-график закупок;

-     утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров (работ, услуг), и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления ТФОМС;

-     документы, регламентирующие проведение контроля в сфере закупок, осуществляемых заказчиком;

-     иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок.

3.5. Сведения с электронных площадок (сайтов, на которых проводятся электронные аукционы), а также из Единого реестра участников закупок, предусмотренного единой информационной системой в сфере закупок.

3.6. Сведения с официальных сайтов государственных органов, заказчиков и производителей (поставщиков), в том числе о планируемых закупках.

3.7. Сборники и базы данных государственной статистической отчетности, включая данные федерального статистического наблюдения.

3.8. Документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителю, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренные контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка.

3.9. Результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых КСП области.

3.10. Информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве.

3.11. Иная информация (документы, сведения), в том числе полученная от заказчиков, а также экспертов, о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных нужд.

4. Законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность, результативность и реализуемость при осуществлении аудита в сфере закупок

4.1. Под законностью расходов на закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок могут устанавливаться при проверке, анализе и оценке конкретных закупок (контрактов), действий (бездействия) по правовому регулированию, организации, планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов, направлению информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию для размещения данных в единой информационной системе в сфере закупок.

4.2. Под целесообразностью расходов на закупки понимается наличие обоснованных государственных и муниципальных нужд, обеспечиваемых посредством достижения целей и реализации мероприятий государственных программ Вологодской области и иных документов стратегического и программно-целевого планирования области, муниципальных программ, выполнения функций и полномочий органов государственной власти и государственных органов области, органа управления ТФОМС, органов местного самоуправления области.

4.3. Под обоснованностью расходов на закупки понимается наличие обоснования закупки, а также соответствие объекта закупки, начальной или фактической цены контракта, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), дополнительных требований к участникам закупки законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

4.4. Под своевременностью расходов на закупки понимается установление и соблюдение объектом контроля сроков, достаточных для реализации закупки и достижения целей осуществления закупки в надлежащее время и с минимальными издержками.

Целесообразно учитывать сезонность работ, услуг, длительность и непрерывность производственного цикла отдельных видов товаров, работ, услуг, а также наличие резерва времени для осуществления приемки товаров, работ и услуг, позволяющего поставщику (подрядчику, исполнителю) устранить недостатки. К несвоевременности закупок могут приводить нарушения и недостатки при планировании закупок, несвоевременное осуществление закупок, невыполнение условий контрактов, иные недостатки системы организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля).

4.5. Под эффективностью расходов на закупки понимается осуществление закупок исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд с использованием наименьшего объема средств.

4.6. Под результативностью расходов на закупки понимается степень достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств и целей осуществления закупок.

Результативность измеряется соотношением плановых (заданных) и фактических результатов. Непосредственным результатом закупок является поставка (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) установленного количества, качества, объема и других характеристик. Конечным результатом закупок является достижение целей и ожидаемых результатов деятельности, для обеспечения которой закупаются соответствующие товары (работы, услуги). При оценке результативности закупок следует определить, чьи действия (бездействие) привели к недостижению результатов, учитывать наличие (отсутствие) необходимых для осуществления закупок средств и условий, а также зависимость достижения (недостижения) целей закупок от иных факторов помимо закупок.

4.7. Под реализуемостью закупок понимается фактическая возможность осуществления запланированных закупок с учетом объема выделенных средств для достижения целей и результатов закупок.

Причинами нереализуемости закупок могут быть отсутствие товаров (работ, услуг) с требуемыми характеристиками на рынке (недостаточные объемы их производства, в том числе национальными производителями), невыделение достаточного объема средств и иных ресурсов для осуществления закупок, неготовность систем управления закупками, отсутствие у объекта контроля условий для использования результатов закупок. Закупка признается нереализуемой, если она не может быть осуществлена по причинам, независящим от действий (бездействия) объекта контроля, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации.

5. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок осуществляется путем проведения проверки в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля), при этом:

контрольные мероприятия в форме предварительного аудита проводятся на этапе планирования закупок и включают в себя проверку обоснованности объемов финансирования на закупки товаров, работ, услуг с учетом анализа складывающихся на рынке цен, а также прогнозирование потребностей в товарах, работах, услугах с учетом их потребительских свойств;

контрольные мероприятия в форме оперативного анализа и контроля проводятся в части проверки организационной документации объекта контроля (о создании контрактной службы, о распределении полномочий и т. д.), анализа планов-графиков закупок, документации о проведении процедур закупок, протоколов, контрактов, санкционирования платежей и приемки товаров, работ и услуг;

контрольные мероприятия в форме последующего аудита проводятся в части проверки всех этапов исполнения контракта с учетом фактического результата.

Основной целью предварительного аудита, оперативного анализа и контроля является предупреждение бюджетных нарушений и иных нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок.

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок осуществляется путем проведения контрольных мероприятий с использованием следующих методов: проверка, ревизия, анализ, обследование и мониторинг.

Правила и процедуры осуществления контрольных мероприятий установлены Стандартом внешнего государственного аудита «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок может осуществляться как в качестве отдельного контрольного мероприятия, так и в ходе иного контрольного мероприятия, предмет которого включает вопрос осуществления закупок товаров, работ, услуг.

В случае, если деятельность объекта аудита (контроля), направленная на обеспечение закупок товаров (работ, услуг), является единственным предметом контроля, то соответствующее контрольное мероприятие может содержать в наименовании слова «аудит в сфере закупок» с конкретизацией категории товаров (работ, услуг) и (или) заказчиков, а также вида мероприятия или метода контроля.

В случае, если деятельность объекта аудита (контроля), направленная на обеспечение закупок товаров (работ, услуг), не является единственным предметом соответствующего контрольного мероприятия, информация о результатах аудита в сфере закупок приводится в отдельном разделе акта и (или) отчета. Наименование данного раздела должно содержать указание на цель и (или) предмет аудита в сфере закупок.

5.1. Подготовка к проведению контрольного мероприятия

5.1.1. При подготовке к проведению контрольного мероприятия осуществляются предварительное изучение предмета и объекта аудита (контроля), анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа аудита в сфере закупок.

5.1.2. Изучение специфики объекта аудита (контроля) необходимо для определения вопросов контрольного мероприятия, методов его проведения, выбора и анализа показателей оценки предмета аудита (контроля), а также для подготовки программы аудита в сфере закупок.

5.1.3. Для изучения специфики объекта аудита (контроля) и условий его деятельности должностные лица КСП области должны определить нормативные правовые акты, регулирующие вопросы осуществления закупок для государственных нужд с учетом специфики деятельности объекта аудита (контроля).

5.1.4. Определение источников информации для проведения контрольного мероприятия, сбор и предварительный анализ необходимой информации о закупках объекта аудита (контроля) являются неотъемлемой частью изучения специфики объекта аудита (контроля). В качестве основного источника информации о закупках объекта аудита (контроля) должностные лица КСП области используют единую информационную систему в сфере закупок, предусмотренную Законом № 44-ФЗ.

В процессе определения источников информации должностные лица КСП области должны учитывать, что в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ информация о закупках товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, а также о закупках товаров, работ, услуг на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, в единой информационной системе в сфере закупок не размещается.

5.2. Анализ и оценка закупочной деятельности объекта аудита (контроля)

В целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок должностные лица КСП области анализируют систему организации и планирования закупок товаров, работ, услуг объектом аудита (контроля), осуществляют проверку процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и результаты исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

При проведении аудита в сфере закупок должностные лица КСП области должны анализировать и оценивать соблюдение требований Закона № 44-ФЗ лишь в той степени, в какой это отвечает целям аудита в сфере закупок.

5.2.1. Анализ системы организации закупок товаров, работ, услуг

В ходе анализа системы организации закупок товаров, работ, услуг должностным лицам КСП области следует оценить полноту и целостность функционирования системы организации закупок объекта аудита (контроля), в том числе провести анализ на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок внутренних документов объекта аудита (контроля), устанавливающих:

порядок формирования контрактной службы (назначение контрактных управляющих);

наличие в должностных регламентах государственных гражданских служащих, инструкциях работников обязанностей, закрепленных за работником контрактной службы либо за контрактным управляющим;

порядок формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

порядок выбора и функции специализированной организации (при осуществлении такого выбора);

порядок организации централизованных закупок (при осуществлении таких закупок);

порядок организации совместных конкурсов и аукционов (при осуществлении таких закупок);

требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчиков;

проведение ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков.

5.2.2. Анализ системы планирования закупок товаров, работ, услуг

5.2.2.1. В ходе анализа системы планирования объектом аудита (контроля) закупок товаров, работ, услуг должностные лица КСП области осуществляют контрольные действия в отношении планов-графиков закупок, обоснования закупок.

Контрольными мероприятиями устанавливается соответствие формирования, размещения и ведения объектами аудита (контроля) планов-графиков закупок законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

5.2.2.2. Должностные лица КСП области осуществляют проверку обоснования выбора объекта закупки на соответствие целям осуществления закупок, требованиям к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчиков, а также законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

При проверке формирования плана-графика закупок объектами аудита (контроля) должностные лица КСП области осуществляют проверку обоснования начальной (максимальной) цены контракта, проверка цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем (поставщиком, подрядчиком), и обоснованности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В рамках контрольного мероприятия целесообразно оценить качество планирования закупок объектом аудита (контроля) путем анализа количества и объема вносимых изменений в первоначально утвержденный план-график закупок, а также равномерность распределения закупок в течение года.

5.2.2.3. В ходе контрольных действий должностные лица КСП области устанавливают наличие нарушений, допущенных объектами аудита (контроля) при обосновании закупок в процессе формирования и утверждения ими планов-графиков закупок (в том числе нарушений установленных требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков).

Должностные лица КСП области делают вывод об обоснованности планируемых закупок, устанавливают соответствие порядка и формы обоснования закупки законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

5.2.3. Проверка процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

5.2.3.1. В ходе проверки процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должностные лица КСП области осуществляют контрольные действия в отношении извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проверку законности проведения процедур закупок, подведения итогов закупки и подписания государственного контракта.

5.2.3.2. Контрольными действиями должностные лица КСП области устанавливают:

соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством о контрактной системе в сфере закупок;

соблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке, в том числе к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта;

соблюдение сроков и полноты направления информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию, для размещения в единой информационной системе в сфере закупок;

своевременное внесение соответствующих изменений в план-график;

соблюдение требований к порядку подведения итогов закупок и к размещению их результатов в единой информационной системе в сфере закупок, законности определения победителя;

наличие жалоб участников закупок в органы контроля в сфере закупок;

соблюдение порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок по итогам признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если необходимость такого согласования предусмотрена Законом № 44-ФЗ);

наличие согласования применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с контрольным органом в сфере закупок;

соблюдение сроков заключения контракта;

соответствие подписанного контракта требованиям законодательства Российской Федерации и документации (извещения) о закупке;

наличие обеспечения исполнения контракта;

соответствие обеспечения исполнения контракта (при его наличии) требованиям Закона № 44-ФЗ;

своевременность возврата участникам закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок.

5.2.3.3. При осуществлении анализа должностные лица КСП области оценивают соблюдение объектом аудита (контроля) принципа обеспечения конкуренции в соответствии с положениями Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

5.2.3.4. Должностными лицами КСП области делается вывод о соответствии законодательству о контрактной системе в сфере закупок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведенного объектом аудита (контроля).

5.2.4. Проверка исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

5.2.4.1. В ходе проверки исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг должностные лица КСП области осуществляют контрольные действия в отношении документации объекта аудита (контроля) по исполнению государственных контрактов и в отношении полученных результатов закупки товара, работы, услуги.

5.2.4.2. Контрольными действиями должностные лица КСП области устанавливают:

своевременность направления информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию, для размещения в единой информационной системе в сфере закупок;

законность и обоснованность внесения изменений в контракт, своевременность направления информации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию, для размещения в единой информационной системе в сфере закупок;

законность и обоснованность расторжения контракта, своевременность размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о расторжении контракта;

наличие заключения эксперта (или экспертной организации);

законность и действенность способов обеспечения исполнения контракта;

обоснованность применения (или неприменения) объектом аудита (контроля) мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

отсутствие нарушений порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контракту;

своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

5.2.4.3. На основании проведенного анализа должностными лицами КСП области делается вывод о соответствии результата закупки заключенному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

5.2.5. Анализ эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг

5.2.5.1. Анализ эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг осуществляется в рамках последующего контроля с применением показателей оценки эффективности.

5.2.5.2. При оценке эффективности расходов на закупки должностным лицам КСП области рекомендуется применять следующие количественные показатели (как в целом по объекту аудита (контроля) за отчетный период, так и по конкретной закупке):

потенциальная экономия бюджетных и иных средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, то есть разница между начальными (максимальными) ценами контрактов, указанными объектом аудита (контроля) в плане-графике закупок, и рыночными ценами на товары, работы, услуги, соответствующими, по оценке должностных лиц КСП области, требованиям положений Закона № 44-ФЗ;

экономия бюджетных и иных средств, полученная в процессе определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), то есть снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных по итогам закупок контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

экономия бюджетных и иных средств, полученная при исполнении контрактов, то есть снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

5.2.5.3. В процессе анализа эффективности расходов на закупки должностные лица КСП области оценивают отдельные процессы и (или) всю систему закупок товаров, работ, услуг в целом, которая действует у объекта аудита (контроля), анализируют фактическое использование приобретенных товаров, работ, услуг объектом аудита (контроля).

Определяются наличие, надежность и результативность функционирования ведомственного контроля в сфере закупок, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования бюджетных и иных средств.

5.2.5.4. Для вывода о неэффективности закупок должны быть получены доказательства того, что существует (существовала) возможность закупки идентичных или однородных товаров (работ, услуг) по меньшей цене либо закупки товаров (работ, услуг) с более высокими характеристиками по такой же или меньшей цене. При наличии доказательств неиспользования приобретенного имущества по прямому назначению в течение длительного времени также может быть сделан вывод о неэффективности закупок. Кроме того, может проводиться анализ условий транспортировки и хранения закупаемых товаров, результатов работ, услуг (в части обеспечения их сохранности, отсутствия излишних запасов), способов использования результатов закупок в деятельности заказчиков (в части влияния на достижение целей и результатов указанной деятельности, отсутствия избыточных потребительских свойств). Показатели экономии (снижения цены) и конкуренции (количества независимых участников) при осуществлении закупок, степени (доли) использования выделенных средств, результативности (достижения целей) закупок могут использоваться при оценке эффективности расходов на закупки.

5.3. Подведение итогов контрольного мероприятия

При подведении итогов контрольного мероприятия обобщаются результаты проведения аудита, подготавливается отчет о проведенном аудите, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения, направленные на их устранение.

Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать подробную информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, целесообразности, обоснованности, своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки товаров, работ, услуг.

В случае, если в ходе аудита выявлены отклонения, нарушения и недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита (контроля) в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения, направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта аудита (контроля) в сфере закупок, которые включаются в отчет о результатах аудита в сфере закупок, а также направляются в виде представления, предписания объекту аудита (контроля).

Отчет о результатах контрольного мероприятия может включать предложения, направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

Общий порядок составления отчета об основных итогах контрольного мероприятия и форма отчета приведены в приложении 12 Стандарта внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

Структура раздела акта и отчета о результатах аудита в сфере закупок приведена в приложении к Стандарту.

6. Экспертно-аналитическая деятельность в рамках аудита в сфере закупок

6.1. Проведение экспертно-аналитического мероприятия в рамках аудита в сфере закупок осуществляется методами анализа и мониторинга в форме оперативного анализа и последующего аудита, при этом:

экспертно-аналитические мероприятия в форме оперативного анализа проводятся посредством анализа информации о закупках товаров, работ, услуг, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок;

экспертно-аналитические мероприятия в форме последующего аудита проводятся путем обобщения результатов контрольных мероприятий в части проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, систематизации выявленных отклонений, недостатков и нарушений.

Общие требования к организации, подготовке к проведению, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия установлены Стандартом внешнего государственного финансового контроля
«Проведение экспертно-аналитического мероприятия».

6.2. Перечень анализируемых в ходе аудита в сфере закупок вопросов (изучаемых документов и материалов, проверяемых органов и организаций) определяется участниками проведения соответствующего экспертно-аналитического мероприятия исходя из сроков проведения мероприятия, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей деятельности объектов аудита и проводимых ими закупок, а также результатов ранее проведенных мероприятий (выявленных рисков, установленных нарушений и недостатков).

6.3. Экспертно-аналитическое мероприятие в рамках аудита в сфере закупок проводится как в отношении закупок отдельных групп товаров, работ и услуг объекта аудита (контроля), так и в целях мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок и формирования обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок по итогам контрольных мероприятий, проводимых КСП области.

6.4. В рамках экспертно-аналитического мероприятия в отношении отдельных групп товаров, работ, услуг должностные лица КСП области анализируют:

законодательство о контрактной системе, регулирующее рынок отдельных групп товаров, работ и услуг, включая особенности осуществления закупок данных товаров, работ, услуг;

объем и структуру закупок отдельных групп товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, их эффективность в части достижения экономии по результатам осуществления закупок, уровень развития конкурентной среды при осуществлении анализируемых закупок товаров, работ, услуг;

деятельность заказчиков, осуществляющих закупки отдельных групп товаров, работ и услуг, включая документы, составленные при осуществлении закупочной деятельности (приказы, протоколы, контракты, договоры, отчеты и др.);

результаты контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы закупок отдельных групп товаров, работ, услуг (выявленные отклонения, недостатки и нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок).

6.5. В рамках экспертно-аналитического мероприятия в целях мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок должностные лица КСП области анализируют:

законодательство о контрактной системе в сфере закупок;

общий объем и структуру закупок для обеспечения государственных нужд области, эффективность закупок в части достижения экономии по результатам осуществления закупок;

систему организации закупочной деятельности участников контрактной системы в сфере закупок;

деятельность органа исполнительной власти области по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

функционирование единой информационной системы в сфере закупок;

результаты контрольных мероприятий в части аудита в сфере закупок (с учетом систематизации выявленных отклонений, недостатков и нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок).

6.6. Заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия должно содержать рекомендации об устранении нарушений и недостатков, выявленных в результате проведения аудита в сфере закупок, и рекомендации, направленные на совершенствование контрактной системы.

7. Информационная деятельность в рамках аудита в сфере закупок

В соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ КСП области обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщенную информацию о таких результатах.

Для размещения в единой информационной системе в сфере закупок обобщается информация из отчетов и заключений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предметом (одним из предметов) которых являлись закупки товаров, работ, услуг за определенный период, а также информация, полученная по запросам КСП области от уполномоченных контролирующих органов в сфере закупок, органа, осуществляющего мониторинг в сфере закупок, иных органов и из общедоступных источников (раз в год).

8. Контроль за реализацией результатов аудита в сфере закупок

Контроль за исполнением документов, принятых по результатам аудита в сфере закупок, учет и анализ принятых мер осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».

               

Приложение
к Стандарту

Структура раздела акта и отчета (заключения) о результатах аудита в сфере закупок

1. Анализ количества и объемов закупок объекта аудита (контроля) за проверяемый период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Оценка и анализ эффективности закупок, а также соотнесение их с показателями конкуренции (количество участников закупки на один лот) при осуществлении закупок.

3. Количество и объем проверенных закупок (в разрезе способов закупок) объекта аудита (контроля).

4. Анализ организационного и нормативного обеспечения закупок у объекта аудита (контроля), включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

5. Оценка системы планирования закупок объектом аудита (контроля), включая анализ качества исполнения плана-графика закупок.

6. Оценка процесса обоснования закупок объектом аудита (контроля), включая анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. Оценка процесса осуществления закупок объектом аудита (контроля) на предмет наличия факторов, ограничивающих число участников закупок.

8. Оценка эффективности системы организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля), включая своевременность действий объекта аудита (контроля) по реализации условий контракта, применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки.

9. Оценка законности расходов на закупки объектом аудита (контроля) в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполнение контрактов) с указанием конкретных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе влекущих неэффективное расходование бюджетных и иных средств и недостижение целей закупки.

10. Указание количества и объема закупок объекта аудита (контроля), в которых выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполнение контрактов).

11. Указание выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержащих признаки административного правонарушения.

12. Анализ и оценка результативности расходов на закупки (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и достижение целей осуществления закупок объектом аудита (контроля).

13. Выводы о результатах аудита в сфере закупок с указанием причин выявленных у объекта аудита (контроля) отклонений, нарушений и недостатков.

Возврат к списку

Введите логин и пароль: