СВГФК «Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Вологодской области»
УТВЕРЖДЕН
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 29 декабря 2022 года №84
(приложение)
Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Оценка эффективности формирования государственной собственности области, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности)
1.Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Оценка эффективности формирования государственной собственности области, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности) (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации.
1.2. Стандарт используется при реализации полномочия Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее — КСП области) по оценке эффективности формирования государственной собственности области, управления и распоряжения такой собственностью и контролю за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности) (далее – оценка эффективности и контроль за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области).
1.3. Положения настоящего Стандарта подлежат применению также при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в которых оценка эффективности и контроль за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области является составной частью мероприятия.
1.4. Целью Стандарта является установление общих требований, правил и процедур при осуществлении оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области, а также конкретизация положений стандартов внешнего государственного финансового контроля КСП области «Общие правила проведения контрольного мероприятия» и «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» при осуществлении оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области.
1.5. Задачами Стандарта являются:
-определение содержания, целей, задач, предмета и объектов при осуществлении оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области;
-установление общих правил и процедур при осуществлении оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области.
1.6. При осуществлении оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области сотрудники КСП области обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области, Регламентом КСП области, Стандартом, а также другими внутренними документами КСП области.
2. Содержание, цели, задачи, предмет и объекты оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области
2.1. Оценка эффективности и контроль за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области является организационной формой осуществления внешнего государственного финансового контроля при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее также – мероприятия).
2.2. Целями оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области являются:
оценка соблюдения положений нормативных правовых актов при формировании, управлении и распоряжении собственностью области;
установление законности и эффективности формирования, управления и распоряжения собственностью области;
проверка обеспечения сохранности собственности области.
2.3. Задачами оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области являются:
оценка соблюдения порядка учета собственности области (организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности), в том числе соблюдения порядка ведения Реестра собственности области;
оценка соблюдения процедуры регистрации права собственности области на имущество;
оценка соблюдения порядка оформления вещных прав на имущество области (хозяйственное ведение, оперативное управление, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком);
оценка соблюдения процедуры передачи имущества, находящегося в собственности области, в хозяйственное ведение (оперативное управление);
оценка установленного порядка передачи в доверительное управление, в безвозмездное пользование, в аренду имущества (в том числе по результатам торгов), в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование земельным участком;
оценка соблюдения порядка списания имущества, находящегося в собственности области;
прогнозирование поступлений доходов в областной бюджет по администрируемым источникам доходов, исполнение областного бюджета по доходам, полученным от использования собственности области;
оценка полноты поступлений в областной бюджет доходов от использования собственности области, в том числе перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и дивидендов (части прибыли) по акциям (долям);
оценка полноты поступлений в областной бюджет доходов от реализации имущества области;
оценка соблюдения федерального и областного законодательства и нормативных правовых актов по вопросам приватизации имущества, находящегося в собственности области, а также соблюдения процедур и сроков ее проведения;
разработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления и распоряжения соственностью области.
2.4. При организации оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области могут быть предусмотрены дополнительные задачи.
2.5. Предметом оценки эффективности и контроля за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области является деятельность объектов мероприятия по обеспечению целевого и эффективного использования собственности области.
Предметом проверки исполнения прогнозного плана (программы) приватизации имущества, находящегося в собственности области, является соблюдение органами государственной власти области нормативных правовых актов по вопросам приватизации объектов, предусмотренных указанной программой приватизации.
2.6. Объектами мероприятия по оценке эффективности и контролю за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области являются органы государственной власти и государственные органы, государственные учреждения (казенные, бюджетные, автономные), государственные унитарные предприятия области, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, а также иные лица, если они используют имущество, находящееся в собственности области.
3. Общие правила, требования и процедуры при оценке эффективности и контроле за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области
3.1. Организация мероприятия по оценке эффективности и контролю за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области (далее также – мероприятие) включает три этапа подготовительный, основной и заключительный.
3.2. На подготовительном этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов мероприятия.
3.3. Предварительное изучение проводится посредством сбора информации и документов для получения знаний о предмете и объектах мероприятия в объеме, необходимом для подготовки программы проведения мероприятия.
3.4. В процессе предварительного изучения предмета и объектов мероприятия исследуются:
нормативно-правовая база, регламентирующая порядок формирования, управления и распоряжения собственностью области;
информация о предмете и объектах мероприятия, полученная из открытых источников (правовых электронных баз, интернет-сайтов, средств массовой информации и др.).
3.5. В случае недостаточности информации, полученной из открытых источников, дополнительные сведения, необходимые для разработки программы мероприятия, могут быть получены по запросу КСП области.
3.6. На основании анализа полученной информации и документов осуществляется разработка и утверждение программы мероприятия.
3.7. Основной этап мероприятия заключается в осуществлении контрольных действий (аналитических процедур), сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с программой проведения мероприятия.
3.8. При проведении мероприятия в органе по управлению имуществом, находящимся в собственности области, оценке и контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:
нормативно-правовая база в сфере формирования, использования и распоряжения собственностью области;
прогнозирование поступлений доходов в областной бюджет по администрируемым источникам доходов, исполнение областного бюджета по доходам, полученным от использования и приватизации имущества, находящегося в собственности области;
соблюдение порядка ведения Реестра собственности области, в том числе в части изменения состава и стоимости имущества, внесенного в Реестр;
работа по организации государственной регистрации имущественных прав области, перехода имущественных прав к (от) области, а также государственной регистрации договоров, требующих такой регистрации, ограничений (обременений) прав и сервитутов;
решения о принятии имущества в собственность области, продаже, безвозмездной передаче, дарении, списании имущества области, передаче его в аренду, безвозмездное пользование, владение и пользование, доверительное управление, на хранение, а также о передаче в залог и внесении в качестве вклада в уставные капиталы (фонды) юридических лиц;
организация содержания и ведение бюджетного учета имущества казны области;
правильность начисления платежей, включая вопросы предоставления льготных ставок арендной платы, полного или частичного освобождения от платы за пользование имуществом;
соблюдение порядка предоставления земельных участков в аренду с проведением процедуры торгов, в постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование, доверительное управление, приобретения в собственность области земельных участков;
соблюдение порядка администрирования доходов, администратором которых в соответствии с законом об областном бюджете является орган по управлению имуществом области, в том числе правильности начисления, полноты и соблюдения сроков уплаты, причин возникновения недоимки и результатов претензионной работы;
осуществление организации и проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности области; конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения в отношении имущества области, подлежащего реконструкции;
соблюдение функции учредителя государственных предприятий и казенных предприятий области, требований нормативных правовых актов в части утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности и показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, а также осуществления контроля за их выполнением;
выполнение функций и полномочий учредителя государственного учреждения области, том числе в части утверждения перечней особо ценного движимого имущества области, согласования совершения государственным учреждением крупных сделок, одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
осуществление контроля за деятельностью государственных организаций в части использования недвижимого имущества, находящегося в собственности области, включая оценку правомерности и эффективности использования имущества, в том числе определение фактического наличия и состояния имущества, выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, выявление несоответствия учетных данных об имуществе его фактическим параметрам.
3.9. При проведении мероприятия в государственном учреждении, органе местного самоуправления, у юридических и физических лиц, использующих государственное имущество области, оценке и контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:
общие сведения о наличии имущества;
сведения, отраженные в Реестре собственности области, в том числе о своевременности передачи необходимых сведений для учета в Реестре;
обеспечение учета имущества, выявление несоответствия учетных данных об имуществе его фактическим параметрам;
наличие правоустанавливающих документов;
обеспечение сохранности и эффективность использования имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, использование по целевому назначению; выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
соблюдение порядка сдачи в аренду и безвозмездное пользование недвижимого имущества (соблюдение требований о проведении конкурсных процедур при заключении договоров, государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, правильность определения размера арендной платы, полнота и своевременность ее внесения арендатором, заключение договоров возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов и осуществления платежей, наличия договоров страхования объектов);
соблюдение установленного порядка списания имущества области;
соблюдение учета и порядка утверждения перечня особо ценного движимого имущества, согласования совершения крупных сделок, одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
3.10. При проведении проверки исполнения прогнозного плана (программы) приватизации имущества (оценка соблюдения законодательства при осуществлении приватизации имущества в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества (далее – план приватизации)) оценке и контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:
нормативно-правовая база в сфере приватизации имущества;
соблюдение порядка разработки плана приватизации;
соблюдение порядка проведения оценки, подлежащих приватизации объектов приватизации (унитарных предприятий, акций акционерных обществ, недвижимого и движимого имущества);
соблюдение процедуры торгов по продаже приватизируемого имущества, в том числе организации и проведения аукционов по продаже имущества, продажи имущества посредством публичного предложения;
полнота и своевременность поступлений средств в областной бюджет от реализации приватизированного имущества, в том числе задатков участников торгов;
использование средств областного бюджета на проведение оценки объектов государственного имущества, включенных в План приватизации;
отчет о результатах приватизации имущества.
3.11. При проверке правомерности и эффективности использования имущества государственными предприятиями, казенными предприятиями оценке и контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:
нормативно-правовая база в сфере использования имущества области государственными предприятиями, казенными предприятиями;
соблюдение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных предприятий, казенных предприятий;
общие сведения о наличии имущества государственных предприятий, казенных предприятий;
сведения, отраженные в Реестре собственности области;
наличие правоустанавливающих документов;
обеспечение учета имущества (правильности отнесения материальных ценностей к основным средствам, порядка ведения инвентарных карточек, актов приемки-передачи, перемещения, ликвидации основных средств);
соблюдение порядка формирования и изменения уставного фонда; целевое и эффективное использование имущества; выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
соблюдение порядка списания имущества;
финансовое состояние государственных предприятий, выполнение ими утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности и показателей экономической эффективности деятельности (выручки, чистой прибыли (убытка), среднемесячной заработной платы работников, кредиторской и дебиторской задолженности), законность и обоснованность затрат (выявление неэффективных и необоснованных затрат), меры по повышению эффективности использования имущества;
договорные отношения, формирование доходов;
правильность исчисления части прибыли от использования имущества, остающейся у государственных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе соблюдения порядка и срока перечисления в областной бюджет;
соблюдение порядка совершения сделок, в том числе крупных сделок или нескольких взаимосвязанных сделок, направленных на приобретение, отчуждение или возможность отчуждения имущества, том числе проверка соблюдения порядка сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества;
соблюдение законодательства при осуществлении закупок;
соблюдение порядка осуществления контроля за деятельностью государственных предприятий.
3.12. При проверке использования средств областного бюджета, направленных в уставные капиталы акционерных обществ (обществ с ограниченной ответственностью), оценке и контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:
нормативно-правовая база в сфере использования средств областного бюджета, направленных в уставные капиталы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (далее также – АО, ООО);
имущественное и финансовое положение АО (ООО), основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, в том числе кредиторская и дебиторская задолженность;
выполнение утвержденных плановых показателей;
соблюдение нормативных и иных правовых актов, регулирующих деятельность АО (ООО);
обоснованность предоставления бюджетных инвестиций АО (ООО);
выполнение условий договоров о предоставлении бюджетных инвестиций; учет акций (долей) в бюджетном учете и в Реестре собственности области;
законность и обоснованность затрат АО (ООО);
договорные отношения, формирование доходов;
наличие аудиторского заключения и заключения ревизионной комиссии; соблюдение порядка совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
полнота и своевременность поступления в доход областного бюджета дивидендов;
соблюдение законодательства при осуществлении закупок.
3.13. Вышеприведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, конкретные вопросы мероприятия определяются в соответствии с программой его проведения.
3.14. На заключительном этапе мероприятия по оценке эффективности и контролю за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области составляется отчет или заключение о результатах мероприятия. Выявленные по результатам мероприятия нарушения и недостатки, которые подлежат устранению объектами контроля, отражаются в представлениях (предписаниях), рекомендациях, направляемых объектам контроля. При наличии оснований осуществляется подготовка информационных писем и обращений КСП области в орган по управлению имуществом области, иные государственные органы области и в правоохранительные органы.
3.15. Реализация результатов мероприятия по оценке эффективности и контролю за соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения собственностью области осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».