СВГФК «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета»
УТВЕРЖДЕН
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 2 июля 2015 года №34
(в редакции от 20.04.2018 №15, от 28.03.2019 № 6, от 29.12.22 № 95,
от 25.12.23 № 60)
(приложение)
Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета»
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – закон о КСП), Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», утвержденными Счетной палатой Российской Федерации, внутренними документами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – КСП области).
1.2. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета, включая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета (далее - ГАБС), единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства (далее – заключение КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета).
1.3. Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона о бюджетном процессе (далее – внешняя проверка).
1.4. Задачами Стандарта являются:
- определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки;
- определение источников информации для проведения внешней проверки;
- установление основных этапов организации и проведения внешней проверки;
- установление требований к оформлению результатов внешней проверки;
- установление порядка рассмотрения и утверждения заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета, представления его Законодательному Собранию Вологодской области и Правительству Вологодской области.
1.5. Стандарт предназначен для использования должностными лицами КСП области, независимыми экспертами, привлекаемыми КСП области к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.6. Проведение, организация и оформление результатов внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС осуществляется в порядке, установленном Стандартом внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».
2. Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки
2.1. Целью проведения внешней проверки является контроль достоверности годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению бюджета в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений.
2.2. Задачами внешней проверки являются:
- контроль своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности ГАБС;
- установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета;
- оценка социально-экономических (макроэкономических) условий и результатов исполнения бюджета;
- определение степени выполнения требований законодательства при организации исполнения бюджета;
- оценка соблюдения (выполнения) бюджетных назначений и иных показателей, установленных законом о бюджете;
- оценка формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета, дефицита (профицита) бюджета;
- оценка дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности;
- оценка расходов на государственные программы и оценка достижения целевых показателей государственных программ, а также отражение причин и условий, повлекших невыполнение и перевыполнение показателей государственных программ;
- определение эффективности деятельности по управлению государственным имуществом (полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от использования государственного имущества), государственным долгом, предоставлению бюджетных кредитов и государственных гарантий Вологодской области;
- оценка полноты и своевременности устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее;
- определение направлений совершенствования исполнения бюджета, использования имущества, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
2.3. Предметом внешней проверки являются годовой отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, документы, предоставленные КСП области в соответствии с требованиями закона о бюджетном процессе, закон о бюджете на отчетный финансовый год, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения бюджета в отчетном финансовом году, годовая бюджетная отчетность ГАБС, а также документы и материалы, необходимые для проведения внешней проверки и полученные КСП области в установленном законом о КСП порядке.
2.4. Объектами внешней проверки являются Департамент финансов Вологодской области, ГАБС. В ходе внешней проверки могут проводиться встречные выборочные проверки в отношении иных органов и организаций, на которых распространяются полномочия КСП области.
2.5. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности не проводится в отношении главных администраторов доходов бюджета, являющихся федеральными органами и учреждениями. При этом имеющаяся информация о деятельности указанных главных администраторов может анализироваться с точки зрения ее влияния на исполнение бюджета и отчетность об исполнении бюджета.
2.6. Внешняя проверка бюджетной отчетности ГАБС проводится в форме контрольного мероприятия, подготовка заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета осуществляется в рамках экспертно-аналитического мероприятия.
3. Источники информации и сроки проведения внешней проверки
3.1. Информационной основой проведения внешней проверки являются:
- нормативные правовые акты Российской Федерации, Вологодской области;
- закон Вологодской области об областном бюджете (далее – закон о бюджете) на отчетный финансовый год и законы о внесении изменений в закон о бюджете;
- годовая бюджетная отчетность ГАБС;
- годовой отчет об исполнении бюджета;
- ежемесячные, квартальные отчеты об исполнении бюджета, в том числе консолидированного;
- информация об исполнении государственных и ведомственных программ;
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности ГАБС (при их составлении ГАБС);
- заключения КСП области на отчеты об исполнении бюджета за иные отчетные годы;
- материалы контрольных мероприятий, проведенных КСП области, в ходе которых периоды отчетного года входили в проверяемый период;
- статистические показатели;
- иная информация, полученная КСП области в установленном законом о КСП порядке, и документы, характеризующие исполнение бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения бюджета за отчетный период.
3.2. Для дополнительного анализа и формирования выводов по итогам исполнения бюджета могут направляться запросы в органы государственной власти Вологодской области, Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области, иные учреждения и организации.
3.3. Сроки проведения внешней проверки, подготовки и рассмотрения заключения КСП области устанавливаются внутренним организационно-распорядительным документом КСП области с учетом требований статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона о бюджетном процессе.
4. Содержание внешней проверки
4.1. Анализ годовой бюджетной отчетности ГАБС, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должен позволить сделать основные выводы о полноте и достоверности годовой бюджетной отчетности ГАБС, итогах исполнения бюджета, законности и эффективности деятельности участников бюджетного процесса.
4.2. Степень полноты годовой бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности.
4.3. Степень достоверности годовой бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета.
4.4. В ходе проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС выборочно проверяются и анализируются обоснованность и законность произведенных расходов, учет денежных обязательств, дебиторская и кредиторская задолженность, закупки товаров (работ, услуг), показатели выполнения государственных заданий, своевременность и полнота возврата субсидии в объеме показателей государственного задания, которые не были достигнуты в отчетном финансовом году, организация внутреннего финансового аудита. Также следует учитывать степень влияния показателей деятельности ГАБС на исполнение бюджета или их зависимость от него.
4.5. По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления годовой бюджетной отчетности ГАБС делаются следующие выводы:
- о соблюдении сроков формирования и представления отчетности;
- о полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды);
- о соблюдении требований составления бюджетной отчётности, установленных приказами Департамента финансов Вологодской области;
- о соответствии отчетности данным других субъектов (консолидируемая отчетность, данные параллельного учета, взаимосвязанные показатели), показателям регистров и первичных документов учета (при необходимости);
- о соответствии характеристик объектов учета или содержания хозяйственных операций способу их отражения в учете и отчетности (при необходимости);
- о достоверности бюджетной отчётности;
- о проведении мероприятий, установлении проблем и нарушений в ходе инвентаризаций, внутреннего финансового аудита.
4.6. В ходе анализа отчета об исполнении областного бюджета оценивается динамика основных показателей социально-экономического развития Вологодской области (демографическая ситуация, индекс промышленного производства, инвестиций в основной капитал, прибыль прибыльных организаций до налогообложения, реальные располагаемые денежные доходы населения, уровень официально зарегистрированной безработицы и др.).
4.7. В ходе проверки организации исполнения бюджета рассматривается соответствие отчета об исполнении бюджета бюджетному законодательству, полнота выполнения текстовых статей закона о бюджете, соответствие сводной бюджетной росписи закону о бюджете и формируются выводы по вопросам правового обеспечения исполнения бюджета, состава участников бюджетного процесса, составления и ведения других бюджетных документов, учета и санкционирования оплаты бюджетных и денежных обязательств. Приоритет отдается вопросам соблюдения новых требований законодательства к порядку организации исполнения бюджета и осуществлению новых (введенных с отчетного года) процедур.
4.8. В ходе проверки исполнения закона о бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, объему заимствований, государственного долга, бюджетных кредитов и гарантий. В зависимости от экономической и правовой природы бюджетных назначений рассматриваться может их соблюдение (непревышение) и (или) достижение (выполнение).
Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей государственных программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений.
4.9. При анализе отдельных направлений поступлений в бюджет и выплат из бюджета (видов финансовых активов и обязательств) приоритет отдается тем аспектам, которые оказывают существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности или полноту исполнения бюджетных назначений. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу.
4.10. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается. Готовятся предложения по совершенствованию исполнения бюджета, использованию имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
4.11. Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется ее участниками исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения закона о бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
5. Организация внешней проверки бюджета
5.1. Внешняя проверка бюджета за отчетный финансовый год включается в годовой план работы КСП области. Мероприятие по подготовке заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета отражается в разделе «Экспертно-аналитические мероприятия» плана работы КСП области, мероприятие по проведению внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС – в разделе «Контрольные мероприятия» плана работы КСП области.
5.2. Ответственными за проведение внешней проверки являются должностные лица, определенные в соответствии с внутренним организационно-распорядительным документом КСП области.
5.3. Организация внешней проверки осуществляется, исходя из установленных законодательством этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и предусматривает следующие три основные этапа:
- подготовительный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
5.4. На подготовительном этапе внешней проверки изучается содержание следующих документов:
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Российской Федерации, Вологодской области;
- основных итогов социально-экономического развития Вологодской области за отчетный финансовый год;
- закона о бюджете за отчетный финансовый год;
- бюджетного прогноза на долгосрочный период;
- государственных программ (проектов государственных программ, проектов изменений указанных программ);
- нормативных правовых актов, действующих в отчетном периоде и содержащих требования к нормативным правовым актам, необходимым для организации и обеспечения исполнения бюджета в отчётном финансовом году, а также к закону о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
- нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения бюджета в отчётном финансовом году, а также устанавливающих требования к закону о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
- при необходимости, других документов (материалов), необходимых для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки.
На данном этапе осуществляется также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа бюджета, оформление необходимых организационно-распорядительных документов, определение конкретных сроков подготовки заключений на годовую бюджетную отчетность, сводного заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета.
5.5. В ходе основного этапа внешней проверки осуществляются:
- проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС с подготовкой акта проверки по каждому из них;
- проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении бюджета;
- оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета, и информации по направленным запросам.
5.6. На заключительном этапе внешней проверки осуществляется подготовка и утверждение отчета по результатам проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС и заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета, направление отчета и заключения в Законодательное Собрание Вологодской области, Правительство Вологодской области.
6. Оформление результатов внешней проверки
6.1. Подготовка заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета осуществляется в соответствии с внутренним организационно-распорядительным документом КСП области.
6.2. Результаты внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС и их деятельности по исполнению бюджета в отчетном году оформляются актами проверки по каждому ГАБСу. Распределение ГАБСов между аудиторами устанавливается в соответствии с внутренним организационно-распорядительным документом КСП области. На основании актов проверок годовой бюджетной отчетности ГАБС оформляется отчет.
6.3. В акте проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС подлежат отражению:
- сроки и полнота представления отчетности, должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, предмет проверки отчетности по доходам и расходам;
- основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений;
- результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- анализ отчета об исполнении бюджета субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности (анализ общих объемов дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного финансового года и на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, в том числе дебиторской задолженности по видам доходов, по выданным авансам, долгосрочной и просроченной задолженности; динамика имеющейся дебиторской и кредиторской задолженности за проверяемый год в сравнении с предыдущим годом, причины их образования, обоснованность признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной и безнадежной к взысканию, а также анализ мер, принятых ГАБС по взысканию/погашению и сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, оценка их достаточности и эффективности);
- прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе обоснованность и законность произведенных расходов, учет денежных обязательств, осуществление закупок товаров (работ, услуг), показатели выполнения государственных заданий, своевременность и полнота возврата субсидии в объеме показателей государственного задания, которые не были достигнуты в отчетном финансовом году, организация внутреннего финансового аудита;
- меры по устранению нарушений, выполнению рекомендаций по результатам внешней проверки за предыдущий финансовый год;
- выводы по результатам внешней проверки.
6.4. Структура заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры закона о бюджете (в том числе принципов построения бюджетной классификации) и включает следующие основные разделы:
- общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения и т.д.);
- предварительные итоги социально - экономического развития Вологодской области, общая характеристика исполнения бюджета;
- исполнение доходной части бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;
- исполнение расходной части бюджета по разделам и подразделам классификации расходов, включая анализ бюджетных инвестиций, общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации; анализ расходов на государственные программы, включая государственную областную инвестиционную программу; анализ объемов незавершенного строительства на территории области; анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности;
- оценка дефицита (профицита) бюджета и источников финансирования дефицита, включая бюджетные кредиты;
- анализ долговых и гарантийных обязательств;
- общие итоги внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС;
- выводы и рекомендации;
- приложения.
6.5. В заключении КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены основные вопросы соответствия исполнения бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, общим задачам бюджетной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основным направлениям бюджетной и налоговой политики Вологодской области, иным программным и стратегическим документам.
6.6. В заключении КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчетный финансовый год, а также оценка объема и структуры долговых и гарантийных обязательств.
6.7. В заключении КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета отражаются установленные факты несоответствия годового отчета об исполнении бюджета и годовой бюджетной отчетности ГАБС нормативным правовым актам, факты неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета и годовой бюджетной отчетности ГАБС.
6.8. Выводы и рекомендации должны соответствовать структуре и содержанию заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета, указывать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушений в случае их несвоевременного устранения, а также при необходимости, вносить предложения по совершенствованию бюджетного процесса и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, эффективности использования бюджетных средств.
6.9. Заключение должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходе внешней проверки.
Заключение за подписью аудиторов КСП области выносится на рассмотрение коллегии КСП области.
6.10. Заключение КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета утверждается коллегией КСП области, с учетом сроков его направления в Законодательное Собрание Вологодской области и Правительство Вологодской области, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом о бюджетном процессе.
6.11. Контроль за исполнением документов, принятых по результатам проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета, осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.