СВГФК «Организация и проведение проверки годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области»
Утвержден
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 20 апреля 2018 года №14
(приложение)
(в ред. решений коллегии от 28.03.2019 №7, от 29.12.22 № 81)
Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Организация и проведение проверки годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области»
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Организация и проведение проверки годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Законом Вологодской области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации, внутренними документами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – КСП области).
1.2. Целью Стандарта является установление общих требований, правил и процедур проведения КСП области проверки годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее также – проверка годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС, проверка годового отчета) и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета ТФОМС (далее также – подготовка заключения на годовой отчет).
1.3. Задачами Стандарта являются определение:
- целей, задач, предмета и объектов проверки годового отчета;
- источников информации для проведения проверки годового отчета;
- основных этапов и процедур проведения проверки годового отчета;
- требований к структуре и содержанию заключения на годовой отчет.
1.4. Стандарт предназначен для использования должностными лицами КСП области, осуществляющими организацию и проведение проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС.
1.5. При организации и проведении проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС должностные лица КСП области обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области, Регламентом КСП области, Стандартом, а также другими внутренними документами КСП области.
1.6. Решения по вопросам организации и проведения проверка годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС, не урегулированным настоящим Стандартом, принимаются председателем КСП области.
2. Цели, задачи, предмет и объект проверки годового отчета
2.1. Целью проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС является определение достоверности бюджетной отчетности ТФОМС за отчетный финансовый год, соответствия его установленным параметрам, а также в целях установления законности и результативности деятельности по исполнению бюджета ТФОМС.
2.2. Задачами проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС являются:
- установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС;
- анализ полноты исполнения бюджета ТФОМС по объему и структуре доходов;
- анализ своевременности и полноты исполнения расходных обязательств бюджета ТФОМС;
- проверка фактического формирования нормированного страхового запаса бюджета ТФОМС и его использование;
- анализ источников финансирования дефицита бюджета ТФОМС;
- оценка реализации бюджетных полномочий ТФОМС в установленной сфере деятельности и выполнения требований законодательства при организации исполнения бюджета ТФОМС;
- выявление недостатков (нарушений) в ходе исполнения бюджета ТФОМС (при их наличии), внесение рекомендаций по их устранению.
2.3. Предметом проверки является годовой отчет об исполнении бюджета ТФОМС за отчетный финансовый год, документы, представляемые КСП области в соответствии с требованиями закона области о бюджетном процессе, закон о бюджете ТФОМС на отчетный финансовый год, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения бюджета ТФОМС в отчетном финансовом году, а также документы и материалы, необходимые для проведения проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС и полученные КСП области в порядке, установленном законом о КСП области.
2.4. Объектами проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС является Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее – ГУ ТФОМС), а также при необходимости иные организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области в части средств бюджета ТФОМС.
2.5. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета ТФОМС осуществляется в рамках экспертно-аналитического мероприятия, проверка ГУ ТФОМС проводится в форме контрольного мероприятия.
3. Источники информации для проведения проверки годового отчета
3.1. Правовой основой проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС являются:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- Закон области об областном бюджете;
- Закон области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на отчетный финансовый год;
- Закон Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области»;
- Закон Вологодской области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области» (далее – закон области о бюджетном процессе);
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Вологодской области, регулирующие бюджетные правоотношения.
3.2. Информационной основой проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС являются:
- Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации;
- Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на очередной финансовый год и на плановый период;
- сведения Департамента финансов Вологодской области об объемах межбюджетных трансфертов ТФОМС и об исполнении государственных программ (ведомственных целевых программ) (в части программ, предусматривающих предоставление трансфертов бюджету ТФОМС);
- годовой отчет об исполнении бюджета области и территориального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный финансовый год;
-документы, представленные одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета ТФОМС;
- результаты проведенных КСП области контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых рассматривались вопросы использования средств бюджета ТФОМС;
- сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики;
- информация, полученная по запросам КСП области (при необходимости):
- иные сведения.
4. Порядок поведения проверки годового отчета
4.1. Сроки проведения проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС, подготовки и рассмотрения заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета ТФОМС устанавливаются внутренним организационно-распорядительным документом КСП области с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона о бюджетном процессе.
4.2. Ответственными за проведение проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС являются должностные лица, определенные в соответствии с внутренними организационными документами КСП области.
4.3. Проведение проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС проводится в 3 этапа:
1 этап – подготовительный этап;
2 этап – непосредственное осуществление проверки годового отчета;
3 этап – подготовка и оформление заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
4.4. В рамках подготовительного этапа осуществляется:
- изучение нормативных правовых актов, регулирующих формирование доходов и расходов ТФОМС;
- подготовка и направление запроса в ТФОМС (при необходимости).
4.5. Осуществление проверки годового отчета.
В ходе осуществления проверки годового отчета проверяется соблюдение при исполнении бюджета ТФОМС требований бюджетного законодательства, а также анализируются:
- исполнение закона о бюджете ТФОМС в разрезе текстовых статей;
- показатели поступления доходов в бюджет ТФОМС;
- показатели исполнения расходов бюджета ТФОМС;
- источники финансирования дефицита бюджета ТФОМС;
- фактическое формирование нормированного страхового запаса бюджета ТФОМС и его использование.
В ходе осуществления проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС осуществляется проверка реализации бюджетных полномочий ГУ ТФОМС в установленной сфере деятельности и определение их соответствия требованиям законодательства при исполнении бюджета ТФОМС.
4.5.1. В ходе проверки годового отчета проверяется деятельность ГУ ТФОМС об исполнении бюджета ТФОМС за отчетный финансовый год на предмет соблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе:
- принципов бюджетной системы Российской Федерации;
- положений закона области о бюджете ТФОМС, касающихся отчетного финансового года.
4.5.2. При анализе годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС дается оценка соблюдения его требованиям законодательства:
- по полноте представленных к отчету документов и материалов;
- по структуре отчета;
- по срокам представления отчета.
4.5.3. Анализ показателей поступления доходов в бюджет ТФОМС включает:
- анализ исполнения доходной части бюджета ТФОМС в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета ТФОМС, выявление отклонений и нарушений (недостатков), установление причин возникновения выявленных отклонений;
- анализ изменений плановых бюджетных назначений по доходам, внесенных в закон о бюджете ТФОМС на отчетный финансовый год в течение отчетного финансового года;
- сравнительный анализ данных, представленных в отчете об исполнении бюджета ТФОМС, сведениях Департамента финансов Вологодской области об объемах межбюджетных трансфертов ТФОМС и об исполнении государственных программ (ведомственных целевых программ) (в части программ, предусматривающих предоставление трансфертов бюджету ТФОМС), отчете об исполнении консолидированного бюджета Вологодской области и территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- сравнительный анализ уровня исполнения бюджета ТФОМС по доходам за отчетный финансовый год, а также динамики уровня его исполнения по отношению к предыдущему году.
4.5.4. Анализ показателей исполнения расходов бюджета ТФОМС включает:
- анализ исполнения расходной части бюджета ТФОМС в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета ТФОМС, выявление отклонений и нарушений (недостатков), в том числе анализ использования остатков средств на начало текущего года и нормированного страхового запаса, установление причин возникновения выявленных отклонений, внесение предложений по устранению выявленных нарушений (недостатков);
- анализ изменений плановых бюджетных назначений по расходам, внесенных в закон о бюджете ТФОМС на отчетный финансовый год в течение отчетного финансового года;
- анализ исполнения Соглашения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Правительства Вологодской области о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования Вологодской области (в том числе плана мероприятий по устранению замечаний, изложенных в заключении Министерства здравоохранения Российской Федерации о результатах мониторинга формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области).
- сравнительный анализ фактически сложившихся за отчетный период показателей с показателями, сложившимися за предыдущий финансовый год;
- проверка обоснованности фактов отклонений от плановых значений по доходам и расходам бюджета ТФОМС.
4.5.5. Анализ источников финансирования дефицита бюджета ТФОМС включает анализ привлеченных из источников финансирования дефицита бюджета ТФОМС средств в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета ТФОМС, а также сравнительный анализ фактически сложившихся за отчетный период показателей с показателями, сложившимися в предыдущем году.
4.5.6. На заключительном этапе осуществляется подготовка и утверждение:
отчета по результатам проверки ГУ ТФОМС и направление его в Законодательное Собрание, Губернатору области;
заключения на годовой отчет об исполнении бюджета ТФОМС и направление его в Законодательное Собрание, Губернатору области и ГУ ТФОМС.
5. Подготовка и оформление заключения по результатам проверки годового отчета
5.1. Подготовка заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета ТФОМС осуществляется в соответствии с внутренним организационным документом КСП области на основании результатов проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС и результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных по вопросам исполнения бюджета ТФОМС за отчетный финансовый год.
5.2. Структура заключения на годовой отчет об исполнении бюджета включает следующие основные разделы:
- общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения);
- общая характеристика исполнения закона области о бюджете ТФОМС на отчетный финансовый год;
- анализ исполнения доходов бюджета ТФОМС по кодам бюджетной классификации доходов;
- анализ исполнения расходов бюджета ТФОМС по разделам и подразделам классификации расходов бюджета;
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
- профицит (дефицит) бюджета ТФОМС и источники финансирования дефицита бюджета;
- выводы;
- рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков).
В заключении отражаются выводы о рисках, влиянии на достижение показателей и целей государственных программ в сфере здравоохранения.
5.3. Заключение не должно содержать политических оценок решений, принятых органами законодательной и исполнительной власти области.
5.4. Заключение КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета ТФОМС подписывается аудитором, ответственным за его подготовку и утверждается коллегией КСП области, с учетом сроков его направления в Законодательное Собрание Вологодской области, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации и законом области о бюджетном процессе.
5.5. Контроль за исполнением документов, принятых по результатам оперативного анализа и контроля, учет и анализ принятых мер осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».