Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
официальный сайт
Контрольно-счетная палата Вологодской области
официальный сайт

УТВЕРЖДЕН
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 29 декабря 2022 года № 92
(приложение)

Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета в текущем финансовом году»

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета в текущем финансовом году» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации, внутренними документами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – КСП области).

1.2. Стандарт применяется при проведении оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета в текущем финансовом году (далее - оперативный анализ и контроль) и предназначен для использования должностными лицами КСП области, участвующими в организации и проведении оперативного анализа и контроля и подготовке заключения.

1.3. При организации и проведении оперативного анализа и контроля должностные лица КСП области обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом КСП области, настоящим Стандартом, а также другими внутренними документами КСП области.

1.4. Целью Стандарта является установление общих правил, требований и процедур осуществления оперативного анализа и контроля, проводимого КСП области.

1.5. Задачами Стандарта являются определение:

- задач, предмета, объектов и содержания оперативного анализа и контроля;

- определение общих правил, требований и процедур осуществления оперативного анализа и контроля, а также основные требования к оформлению результатов оперативного анализа и контроля;

- примерной структуры заключения.

1.6. Периодичность осуществления оперативного анализа и контроля определяется планом работы КСП области.

1.7. В Стандарте термины и понятия применяются в значении, используемом в действующем законодательстве Российской Федерации и Вологодской области.

2. Задачи, предмет, объекты и содержание оперативного анализа и контроля

2.1. Оперативный анализ и контроль – комплекс экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых КСП области, в целях определения соответствия фактически поступивших в бюджет доходов и произведенных расходов утвержденным показателям областного бюджета.

Оперативный анализ и контроль осуществляется на основании отчетности об исполнении областного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

2.2. Задачами оперативного анализа и контроля являются:

- определение объемов поступления денежных средств в бюджет и их расходования в ходе исполнения областного бюджета;

- определение объема и структуры государственного долга, размеров профицита (дефицита) бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;

- сравнение фактических показателей с показателями, утвержденными законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, а также с показателями кассового плана исполнения областного бюджета (по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета) в текущем финансовом году, выявление и анализ отклонений от этих показателей;

- анализ рисков недополучения доходов областного бюджета, невыполнения принятых расходных обязательств, в том числе носящих программный характер;

- определение объема дебиторской и кредиторской задолженности, причины ее образования;

- определение своевременности внесения изменений в бюджет;

- внесение предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков.

2.3. Предметом оперативного анализа и контроля является процесс исполнения областного бюджета в текущем финансовом году.

2.4. Объектами оперативного анализа и контроля являются главные администраторы средств бюджета - главные администраторы доходов бюджета, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, в том числе Департамент финансов области, как орган, организующий исполнение бюджета, и иные организации в соответствии с областью действия контрольных полномочий КСП области.

2.5. В процессе осуществления оперативного анализа и контроля анализируется соблюдение:

- принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- установленных бюджетным законодательством требований по использованию доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете;

- ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации при перемещении бюджетных ассигнований;

- требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при внесении изменений в закон о бюджете;

- иных требований бюджетного законодательства.

3. Правовая и информационная основы проведения оперативного анализа и контроля

3.1. Правовой нормативной основой оперативного анализа и контроля являются:

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- Налоговый кодекс Российской Федерации;

- Закон Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области»;

- закон об областном бюджете;

- законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс, а также исполнение бюджета.

3.2. Информационной основой оперативного анализа и контроля являются:

- отчет об исполнении областного бюджета;

- сведения Департамента финансов области об исполнении областного бюджета за отчетный период текущего года;

- данные форм статистической налоговой отчетности;

- отчетность главных администраторов средств бюджета;

- отчетность о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ (при наличии);

- результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП области, в ходе которых рассматривались вопросы использования средств бюджета, распоряжения и управления государственной собственностью области в текущем финансовом году;

- сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики;

- сведения, получаемые КСП области из общедоступных источников;

- информация, полученная по запросам КСП области;

- иные сведения.

4. Порядок проведения оперативного анализа и контроля

4.1. Оперативный анализ и контроль проводится в 3 этапа:

- подготовительный этап;

- осуществление оперативного анализа и контроля;

- подготовка и оформление результатов оперативного анализа и контроля.

4.2. В рамках подготовительного этапа осуществляется подготовка запросов в органы исполнительной государственной власти области.

4.3. В ходе осуществления оперативного анализа и контроля проверяется соблюдение в ходе исполнения бюджета требований бюджетного законодательства, а также анализируются:

- показатели поступления доходов в областной бюджет;

- показатели исполнения расходов областного бюджета;

- источники финансирования дефицита областного бюджета, состояние государственного долга;

- объем дебиторской и кредиторской задолженности, причины ее образования.

4.3.1. Анализ показателей поступления доходов в бюджет включает в себя следующие вопросы:

- сравнение показателей исполнения доходной части бюджета с утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений (недостатков), установление причин возникновения выявленных отклонений (в том числе обусловленных макроэкономическими условиями развития экономики);

- сравнение данных, представленных в отчете об исполнении бюджета, сведениях Департамента финансов области, формах статистической налоговой отчетности и в отчетности главных администраторов доходов бюджета;

- сравнение фактических показателей исполнения доходов бюджета в отчетном периоде с показателями, сложившимися в аналогичном периоде предыдущего года, в разрезе групп доходов, отдельных видов поступлений;

- соответствие плановых показателей в представленном отчете об исполнении бюджета закону о бюджете, причины отклонений.

4.3.2. Анализ показателей исполнения расходов бюджета включает:

- сравнение показателей исполнения расходной части бюджета с утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений (недостатков), установление причин возникновения выявленных отклонений;

- сравнение данных, представленных в отчете об исполнении бюджета, сведениях Департамента финансов области, отчетах главных распорядителей средств бюджета;

- анализ программных расходов, произведенных в отчетном периоде;

- анализ расходов, произведенных в отчетном периоде за счет средств резервного фонда;

- соответствие плановых показателей в представленном отчете об исполнении бюджета, причины отклонений;

- сравнение показателей исполнения расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджета, включая результаты по подразделам наиболее значительных отклонений и нарушений (недостатков) расходов от бюджетных назначений и доведённых Департаментом финансов области объемов бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств, повлиявших на исполнение расходов в целом по разделу, установление причин возникновения выявленных отклонений.

4.3.3. Анализ источников финансирования дефицита бюджета и состояния государственного долга включает в себя следующие вопросы:

- сравнение привлеченных из источников финансирования дефицита бюджета средств с утвержденными показателями бюджета;

- анализ структуры источников финансирования дефицита бюджета;

- анализ объема бюджетных кредитов, предоставленных в текущем году бюджету (в случае их предоставления);

- анализ объема кредитов, полученных в текущем году от кредитных организаций (в случае их получения);

- анализ задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета;

- анализ объема бюджетных средств, размещенных на банковских депозитах (при наличии);

- анализ государственного долга по объему и структуре;

- исполнение программы государственных внутренних (внешних) заимствований, программы государственных гарантий (в случае их утверждения на текущий финансовый год).

5. Подготовка и оформление результатов оперативного анализа и контроля

5.1.  Результаты оперативного анализа и контроля оформляются заключениями КСП области на отчет об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года соответственно.

5.2. В заключении отражаются данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными законом о бюджете на текущий год показателями и соблюдении участниками бюджетного процесса действующего законодательства.

Заключение не должно содержать политических оценок решений, принятых органами законодательной и исполнительной власти области.

Заключение подписывается аудитором, ответственным за проведение оперативного анализа и контроля, утверждается коллегией КСП области и направляется в Департамент финансов области.

Примерная структура Заключения представлена в приложении к Стандарту.

5.3. По результатам оперативного анализа и контроля КСП области вправе направлять:

предложения в Законодательное Собрание области о целесообразности внесения изменений в закон о бюджете, иные правовые акты;

рекомендации Департаменту финансов области, главным администраторам доходов бюджета, главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета по устранению выявленных нарушений и недостатков.

5.4. Информация о ходе исполнения областного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года направляется в Законодательное Собрание области и Губернатору области.

6. Контроль реализации результатов оперативного анализа и контроля

Контроль за исполнением документов, принятых по результатам оперативного анализа и контроля, учет и анализ принятых мер осуществляется в соответствии со стандартом внешнего государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».


Приложение к Стандарту

Примерная структура заключения

1. Общие положения.

2. Общая характеристика областного бюджета.

3. Анализ исполнения доходов областного бюджета.

4. Анализ исполнения расходов областного бюджета.

5. Анализ исполнения областного бюджета по источникам финансирования дефицита областного бюджета.

6. Долговые обязательства областного бюджета.

6.1. Общая характеристика государственного внутреннего долга области.

6.2. Программа государственных внутренних заимствований.

6.3. Программа государственных гарантий.

7. Выводы.

8. Предложения и рекомендации (при наличии).

9. Приложения (при наличии).

Возврат к списку

Введите логин и пароль: