Тезисы доклада председателя КСП Вологодской области 21 июня 2023 года на публичных слушаниях по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2022 год в Законодательном Собрании Вологодской области
23.06.2023
Контрольно-счетная палата, руководствуясь требованиями законодательства, провела внешнюю проверку отчета об исполнении областного бюджета за 2022 год.
Проверка проводилась в два этапа. На первом проверена годовая отчетность 32-х органов власти и государственных органов, на втором этапе проведена экспертиза исполнения бюджета.
Данные, представленные в отчете, согласуются с данными годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств, что свидетельствует о достоверности информации о финансовой деятельности.
В ходе исполнения бюджета сохранены приоритеты реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики региона, мобилизации государственных ресурсов на достижении ориентиров, определенных указами Президента о национальных целях, и обеспечения сбалансированности бюджета.
В прошедшем году выполнены все публичные нормативные и социально значимые обязательства и требования, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями с Минфином России.
Все это стало возможным, прежде всего, на основе взвешенной бюджетной политики, адаптируемой к изменению внешних и внутренних факторов исполнения бюджета.
Прогноз социально-экономического развития области, разработанный Правительством области, в основном подтвердился.
Геополитическая нестабильность 2022 года оказала влияние на формирование доходной базы региона, снижение которой составило более 10 миллиардов рублей. Основным фактором уменьшения доходов стало сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций. Несмотря на негативное влияние экономических санкций на российскую экономику, региону удалось сохранить поступательную динамику формирования ряда крупных источников налоговых и неналоговых доходов за счет высоких темпов их поступления.
Уровень исполнения расходов составил 97,2% к утвержденному бюджету и в сравнении с 2021 годом увеличился на 14 млрд. рублей.
Расходная часть бюджета сформирована на основе 22-х государственных программ. По итогам их исполнения 7 программ признаны высокоэффективными, 14 – среднеэффективными, одна – низкоэффективна.
В структуру госпрограмм встроены национальные проекты, которые призваны вывести приоритетные отрасли социальной сферы и экономики на новый уровень и улучшить качество жизни граждан. На исполнение мероприятий нацпроектов в области направлено более 21 млрд. рублей.
В 2022 году объем финансовой помощи муниципальным образованиям увеличен на 29%.
Результатом исполнения бюджета является профицит в объеме почти 9 млрд. рублей.
По итогам отчетного года зафиксирован высокий уровень долговой устойчивости. Несмотря на рост объема госдолга почти на 2 миллиарда рублей в связи с привлечением инфраструктурного бюджетного кредита, госдолг области по-прежнему является одним из самых низких на Северо-Западе.
Все обозначенные в отчете и заключении вопросы приняты во внимание Правительством области. По итогам внешней проверки Палатой сформированы предметные предложения и рекомендации в адрес Департамента финансов области, главных администраторов бюджетных средств в рамках их компетенции.
Установленные нарушения и недостатки финансово-бюджетной дисциплины не повлияли на итоги исполнения бюджета за 2022 год.
В целом все требования законодательства и ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями с Министерством финансов, соблюдены.