Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
официальный сайт
Контрольно-счетная палата Вологодской области
официальный сайт

Нормативные правовые акты, определяющие полномочия Контрольно-счетной палаты Вологодской области

Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции от 26.02.2024) (извлечение):

Статья 136. Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации

п.4 пп.3 В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета дотаций местным бюджетам, предоставленных в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в том числе показателей социально-экономического развития муниципальных образований, и (или) поощрения за лучшие практики деятельности органов местного самоуправления) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, начиная с очередного финансового года осуществляется проведение не реже одного раза в два года проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации или в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органами государственного финансового контроля, являющимися исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Статья 145. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов

п.12  Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации проводят экспертизу проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Статья 149. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов

п.6 Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, готовит заключение на него в течение 1,5 месяца и представляет соответствующее заключение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

Cтатья 157. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля

Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации также осуществляют бюджетные полномочия по:

- аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

- экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

экспертизе государственных (муниципальных) программ;

- анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

- подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита;

- другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Бюджетные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Статья 264.4. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета

 Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации с соблюдением требований настоящего Кодекса.

По обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца.

Орган внешнего государственного финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

 Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего государственного финансового контроля в законодательный орган с одновременным направлением в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

 Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

 Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Статья 266.1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля

- главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;

- финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местная администрация);

- государственные (муниципальные) учреждения;

- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

- государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;

- хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

- юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:

- юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;

- исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.

 Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

Полномочиями органов внешнего государственного финансового контроля по осуществлению внешнего государственного финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

- контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

- контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

При осуществлении полномочий по внешнему государственному финансовому контролю органами внешнего государственного финансового контроля:

- проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";

- направляются объектам контроля представления, предписания;- направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статья 306.2. Бюджетные меры принуждения

При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом), а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось данное контрольное мероприятие.

Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» (в редакции от 31.07.2023) (извлечение):

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

1) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда, проверка и анализ обоснованности их показателей;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, об исполнении местного бюджета в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

5) оценка эффективности формирования государственной собственности субъекта Российской Федерации, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации, приводящих к изменению доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также государственных программ (проектов государственных программ);

8) анализ и мониторинг бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

9) контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

11) осуществление контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации;

12) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования субъекта Российской Федерации, в пределах компетенции контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации;

13) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

14) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

- в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов федеральной территории, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующих субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующих субъекта Российской Федерации, федеральной территории, муниципального образования;

- в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов

Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Должностные лица контрольно-счетного органа в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя соответствующего контрольно-счетного органа. Порядок и форма уведомления определяются законами субъектов Российской Федерации.

Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

Должностные лица контрольно-счетных органов обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях контрольно-счетного органа.

ст. 15 ч. 5 При осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля контрольно-счетным органам предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Статья 16. Представления и предписания контрольно-счетных органов

Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, федеральной территории, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам.

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах.

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем.

Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

 Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, а также средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда субъекта Российской Федерации, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы. Правоохранительные органы обязаны предоставлять контрольно-счетному органу информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным контрольно-счетным органом материалам.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 14.02.2024) (извлечение):

Статья 98. Аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (далее - органы аудита в сфере закупок), образованными законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы аудита в сфере закупок в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

Для достижения целей, указанных в части 2 настоящей статьи, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 настоящей статьи, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Устав Вологодской области от 18.10.2001 № 716-ОЗ (в редакции от 15.11.2023) (извлечение):

Статья 46.  Контрольно-счетная палата Вологодской области

Контрольно-счетная палата Вологодской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием области и подотчетным ему, действующим на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности. Контрольно-счетная палата Вологодской области обладает организационной и функциональной независимостью.

Полномочия, состав и порядок деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области устанавливаются законом области в соответствии с федеральным законом.

Закон Вологодской области от 12 июля 2011 года №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (в редакции от 12.12.2023) (извлечение):

Статья 8. Полномочия Контрольно-счетной палаты

1) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) экспертиза проектов законов области об областном бюджете и проектов законов области о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также проектов законов области о внесении изменений в законы области об областном бюджете и о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования, проверка и анализ обоснованности их показателей;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

4) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения - по обращению представительного органа городского, сельского поселения;

5) внешний муниципальный финансовый контроль, включая внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета, - в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования области с Контрольно-счетной палатой области о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля;

6) аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

7) финансовый контроль за использованием специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;

8) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

9) оценка эффективности формирования государственной собственности области, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

10) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий области и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за счет средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности области;

11) экспертиза проектов законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области в части, касающейся расходных обязательств Вологодской области, экспертиза проектов законов области, приводящих к изменению доходов областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных программ (проектов государственных программ);

12) анализ и мониторинг бюджетного процесса в Вологодской области, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации, предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами средств областного бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования внутреннего финансового аудита;

13) контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

14) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Законодательное Собрание и Губернатору области;

15) осуществление контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Вологодской области;

16) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Вологодской области, предусмотренных документами стратегического планирования Вологодской области, в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты;

17) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

18) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом Вологодской области и законами области.

Объектами внешнего государственного финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой, являются:

- органы государственной власти и государственные органы области;

- органы управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования области;

- государственные учреждения области;

- государственные унитарные предприятия области;

- государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;

- хозяйственные товарищества и общества с участием Вологодской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

- органы местного самоуправления, муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия муниципальных образований области при осуществлении контроля использования межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных из областного бюджета;

- юридические лица (за исключением государственных учреждений и унитарных предприятий области, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципальных образований области, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Вологодской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;

- юридические лица, получающие средства из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета;

- организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности области.

Статья 15. Полномочия председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты по организации деятельности Контрольно-счетной палаты

1. Председатель Контрольно-счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Контрольно-счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Вологодской области, настоящим законом области, Регламентом Контрольно-счетной палаты;

2) издает приказы и распоряжения Контрольно-счетной палаты по вопросам организации работы Контрольно-счетной палаты, от имени Контрольно-счетной палаты заключает договоры гражданско-правового характера, соглашения о сотрудничестве;

3) представляет Контрольно-счетную палату во взаимоотношениях с государственными органами и органами государственной власти Российской Федерации, государственными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, международными и иными организациями;

4) ведет заседания коллегии Контрольно-счетной палаты, подписывает протоколы заседаний и решения коллегии Контрольно-счетной палаты;

5) представляет информацию о ходе исполнения областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты в Законодательное Собрание и Губернатору области, направляет уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения;

6) ежегодно представляет на рассмотрение Законодательного Собрания отчет о работе Контрольно-счетной палаты;

7) представляет на рассмотрение Законодательного Собрания области информацию о работе Контрольно-счетной палаты за первое полугодие;

8) обеспечивает исполнение поручений Законодательного Собрания и Губернатора области;

9) осуществляет полномочия представителя нанимателя в соответствии с действующим законодательством о государственной гражданской службе, полномочия по найму и увольнению работников, не являющихся государственными гражданскими служащими Вологодской области;

10) утверждает бюджетную смету на содержание Контрольно-счетной палаты;

11) в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты организует взаимодействие с Законодательным Собранием, органами исполнительной государственной власти области и Избирательной комиссией области, органами местного самоуправления и муниципальными органами, Счетной палатой Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной государственной власти, органами государственного и муниципального финансового контроля, иными органами;

12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом области, законодательством Вологодской области, Регламентом Контрольно-счетной палаты. В отсутствие председателя Контрольно-счетной палаты заместитель председателя Контрольно-счетной палаты исполняет его обязанности.

Аудиторы Контрольно-счетной палаты возглавляют определенные направления деятельности Контрольно-счетной палаты, охватывающие комплекс вопросов по отраслевому и (или) функциональному признаку.

Председатель и аудиторы Контрольно-счетной палаты вправе участвовать в заседаниях сессий, постоянных комитетов Законодательного Собрания, а также рабочих групп, создаваемых Законодательным Собранием, заседаниях Правительства области и иных органов исполнительной государственной власти области, а также в заседаниях координационных и совещательных органов, образуемых Губернатором области, по вопросам, отнесенным к ведению Контрольно-счетной палаты.

Статья 18. Права, обязанности и ответственность должностных лиц Контрольно-счетной палаты

Должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти области, Избирательной комиссии области, территориального фонда обязательного медицинского страхования области, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий, по типовой форме, утверждаемой Контрольно-счетной палатой;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и с составлением соответствующих актов. Типовые формы актов устанавливаются Контрольно-счетной палатой.

Должностные лица Контрольно-счетной палаты в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов незамедлительно (в течение 24 часов) уведомляют об этом председателя Контрольно-счетной палаты письменно, в случае невозможности уведомить письменно - любым доступным способом с последующим представлением письменного уведомления. Типовая форма уведомления устанавливается Контрольно-счетной палатой.

Должностные лица Контрольно-счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий, составления соответствующих актов и утверждения отчетов Контрольно-счетной палаты.

Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также информацию о персональных данных, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях Контрольно-счетной палаты.

Должностные лица Контрольно-счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Cтатья 20. Представления и предписания Контрольно-счетной палаты

Контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Вологодской области или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Проверяемые органы и организации и их должностные лица в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах. Срок выполнения представления может быть продлен по решению Контрольно-счетной палаты, но не более одного раза.

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений Контрольно-счетной палаты, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет в органы государственной власти области, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Предписание Контрольно-счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.

Предписание Контрольно-счетной палаты должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Срок выполнения предписания может быть продлен по решению Контрольно-счетной палаты, но не более одного раза.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания (представления) Контрольно-счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) Вологодской области.

В случае если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств областного бюджета или средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, Контрольно-счетная палата в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольного мероприятия в правоохранительные органы.

Закон Вологодской области от 19 февраля 2008 №1758-ОЗ «О бюджетном процессе Вологодской области» (в редакции от 31.10.2023) (извлечение):

Cтатья 111. Государственные программы Вологодской области

Поступивший в Законодательное Собрание области проект государственной программы Вологодской области, а также документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, в течение одного рабочего дня направляются в Контрольно-счетную палату области для проведения экспертизы. Контрольно-счетная палата области в течение 10 дней со дня поступления проекта государственной программы Вологодской области готовит и направляет в Законодательное Собрание области заключение по результатам экспертизы.

Проекты государственных программ Вологодской области с учетом заключений Контрольно-счетной палаты области по результатам экспертизы рассматриваются на совместных заседаниях постоянного комитета по бюджету и налогам и профильных постоянных комитетов Законодательного Собрания области в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области.

Статья 22. Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

До рассмотрения в первом чтении проект закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, внесенный с соблюдением требований настоящего закона области, направляется в постоянные комитеты и экспертно-правовое управление Законодательного Собрания области, Контрольно-счетную палату области и представительные органы местного самоуправления области для подготовки заключений и предложений.

Контрольно-счетная палата области представляет депутатам Законодательного Собрания области, в комитет по бюджету и налогам и Правительству области заключение с анализом изменений основных характеристик и показателей областного бюджета в сравнении с областным бюджетом на текущий финансовый год и финансовый год, предшествующий текущему, не позднее чем через 15 дней после получения проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При рассмотрении проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении Законодательное Собрание области заслушивает доклады Губернатора области либо по его поручению первого заместителя Губернатора области, председателя комитета по бюджету и налогам, председателя Контрольно-счетной палаты области, по которым затем проводятся прения, и принимает постановление о принятии либо отклонении проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 31. Бюджетный учет и бюджетная отчетность области

Отчет об исполнении областного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается и направляется Правительством области в Законодательное Собрание области и Контрольно-счетную палату области в срок до 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным.

Статья 33. Внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета

До рассмотрения в Законодательном Собрании области годовой отчет об исполнении областного бюджета подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета, составленной в соответствии со статьей 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета проводится Контрольно-счетной палатой области.

Главные администраторы средств областного бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Контрольно-счетную палату области для внешней проверки.

Губернатор области представляет в Контрольно-счетную палату области отчет об исполнении областного бюджета, а также документы и материалы, предусмотренные частью 3 статьи 32 настоящего закона области (за исключением пояснительной записки, указанной в пункте 2), для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего финансового года.

Годовой отчет об исполнении областного бюджета для внешней проверки составляется Правительством области в соответствии со структурой закона области об областном бюджете и бюджетной классификацией, применяемой в отчетном финансовом году.

С учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета и в соответствии с действующим законодательством Контрольно-счетная палата области готовит заключение на годовой отчет об исполнении областного бюджета и не позднее 1 июня текущего финансового года представляет его в Законодательное Собрание области и Правительство области.

Статья 35. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета территориального государственного внебюджетного фонда

Проект закона области о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, внесенный в Законодательное Собрание области с соблюдением требований настоящего закона области, направляется в экспертно-правовое управление Законодательного Собрания области, Контрольно-счетную палату области для подготовки заключения.

Контрольно-счетная палата области представляет депутатам Законодательного Собрания области, в комитет по бюджету и налогам и Правительству области заключение не позднее чем через 15 дней после получения проекта закона области о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.

При рассмотрении проекта закона области о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период Законодательное Собрание области заслушивает доклады директора территориального государственного внебюджетного фонда, председателя комитета по бюджету и налогам, председателя Контрольно-счетной палаты области.

Статья 36. Отчетность об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда

Ежеквартальная отчетность об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в разрезе утвержденных доходов и расходов бюджета с приложением пояснительной записки с объяснением отклонений исполнения по статьям доходов и расходов представляется органом управления фонда Губернатору области в срок до 5 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным, и в Законодательное Собрание области и Контрольно-счетную палату области в срок до 10 числа второго месяца, следующего за отчетным.

Ежегодно не позднее 15 апреля текущего финансового года Губернатор области представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год, а также документы и материалы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в Контрольно-счетную палату области для подготовки заключения на него.

Контрольно-счетная палата области проводит проверку отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год, готовит заключение на него и не позднее 1 июня текущего финансового года представляет соответствующее заключение в Законодательное Собрание области.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Законодательное Собрание области заслушивает доклады директора территориального государственного внебюджетного фонда, председателя комитета по бюджету и налогам, председателя Контрольно-счетной палаты области, по которым затем проводятся прения.

По состоянию на: 25.03.2024
Введите логин и пароль: