Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
официальный сайт
Контрольно-счетная палата Вологодской области
официальный сайт

26.04.2024


Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2023 год

Утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области (решение коллегии от 18 марта 2024 года № 2)


1. Общие сведения

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2023 год подготовлен на основании требований статьи 19 Федерального закона №6-ФЗ, статей 15, 24 закона области №2574-ОЗ, статей 3, 10, 26 и 27 Регламента и содержит обобщенную информацию о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, исполнения иных предусмотренных законодательством полномочий, а также о взаимодействии с органами государственной власти области, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, Счетной палатой Российской Федерации, региональными и муниципальными органами внешнего финансового контроля.

В соответствии с Уставом области, законом области №2574-ОЗ Контрольно-счетная палата Вологодской области (далее также – Контрольно-счетная палата, КСП Вологодской области, КСП области, Палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля региона, образована Законодательным Собранием Вологодской области и ему подотчетна.

Палата – государственный орган области, обладающий организационной и функциональной независимостью и осуществляющий свою деятельность самостоятельно на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности.

Порядок организации деятельности Контрольно-счетной палаты, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий определен ее Регламентом.

Полномочия Палаты определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами №6-ФЗ и №44-ФЗ (далее также – Федеральный закон о контрактной системе), законами области №2574-ОЗ и №1758-ОЗ.

В соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ и законом области №4343-ОЗ КСП области является участником стратегического планирования.

Деятельность Палаты по внешнему аудиту государственных ресурсов построена в соответствии с установленными компетенциями и в первую очередь сосредоточена на определении рисков или системных ошибок с целью их предупреждения и устранения, что способствует более эффективному использованию бюджетных средств и государственного имущества.

В 2023 году полномочия КСП области реализованы на основе утвержденных коллегией 18-ти стандартов внешнего государственного финансового контроля.


Производство по делам об административных правонарушениях должностными лицами КСП области осуществляется на основе методических указаний, утвержденных коллегией Палаты.

В соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации и Вологодской области в отчетном периоде Палатой осуществлялись: контроль за законностью и эффективностью использования средств областного бюджета (включая межбюджетные трансферты), бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), экспертиза проектов законов области об областном бюджете и о бюджете ТФОМС, включая законопроекты о внесении изменений в них, внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС, оперативный анализ исполнения областного бюджета и бюджета ТФОМС. Исполнены полномочия по аудиту в сфере закупок товаров, работ, услуг, по экспертизе проектов законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области, а также по оценке реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития региона, предусмотренных документами стратегического планирования.

КСП области осуществляет деятельность на основе плана работы, обязательному включению в который подлежат поручения Законодательного Собрания, предложения Губернатора области. При планировании работы применяется риск-ориентированный подход с учетом результатов ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Инициаторами контрольных мероприятий отчетного года являлись:

- Законодательное Собрание области – 24%;

- Губернатор области – 28%;

- Законодательное Собрание области и КСП области (по запросам правоохранительных органов) – 32%;

- Законодательное Собрание области и Губернатор области одновременно – 8%;

- КСП области – 8%.

План работы на 2023 год, утвержденный решением коллегии от 30.12.2022 №98 (с последующими изменениями), выполнен в полном объеме.


В отчетном периоде завершено 48 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Выявлено 424 нарушения на 1325,0 млн. рублей и 201 недостаток на 168,9 млн. рублей.

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий предложено устранить нарушения и недостатки на общую сумму 183,0 млн. рублей, из которых 56,6 млн.рублей (30,9%) по состоянию на 18.03.2024 устранены, остальные находятся на контроле КСП области.

В отчетном году по итогам проверок восстановлены в бюджет средства в объеме 12,0 млн. рублей.

В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных КСП области и недопущения их в дальнейшем, приняты: 3 закона области, 10 нормативных правовых и иных актов органов государственной власти области, 1 решение и 11 постановлений органов местного самоуправления; подготовлен 1 проект постановления Правительства области.

Итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены и утверждены на заседаниях коллегии КСП области, в которых принимали участие депутаты Законодательного Собрания области, члены Правительства области, представители органов исполнительной государственной власти области, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, прокуратуры Вологодской области, аппарата Законодательного Собрания области. В 2023 году проведено 17 заседаний коллегии Палаты, на которых принято 66 решений.

По результатам контрольных мероприятий КСП области возбуждено 25 дел об административных правонарушениях.

Кроме того, по материалам КСП области возбуждено 51 дело об административных правонарушениях (42 – Департаментом финансов области, 4 – контрольно-счетной комиссией Кичменгско-Городецкого муниципального округа, 3 – прокуратурой г.Вологды, 2 – Управлением Федерального казначейства по Вологодской области), 14 дел прекращены по различным основаниям, составлено 37 протоколов. Рассмотрены 35 дел (2 из них при рассмотрении объединены в одно производство), из которых 25 прекращены по различным основаниям, по 4 делам назначены административные наказания в виде предупреждения, по 5 делам – в виде штрафов на 56,2 тыс. рублей. Два дела в настоящее время находятся на рассмотрении.

По итогам контрольных мероприятий органами внутренних дел возбуждено 3 уголовных дела.

Все отчеты и заключения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с действующим законодательством направлены в Законодательное Собрание области и Губернатору области (временно исполняющему обязанности Губернатора области).

Выполнение полномочий КСП области осуществлялась во взаимодействии с депутатами, постоянными комитетами Законодательного Собрания области, председатель и аудиторы Палаты принимали участие в совещаниях, заседаниях комитетов по рассмотрению отчетов о результатах контрольных мероприятий, заключений по итогам экспертно-аналитических мероприятий, связанных с исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, а также заключений на проекты законов области.

2. Результаты контрольных мероприятий

При проведении контрольных мероприятий Палатой оценивались правомерность и эффективность расходования бюджетных средств, распоряжения собственностью, а также выявлялись риски и системные проблемы, оказывающие влияние на результативность использования ассигнований, государственного и муниципального имущества. По итогам проверок сформированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование бюджетного процесса.

Объектами контроля являлись исполнительные органы области, государственные и муниципальные учреждения, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты (юридические лица – получатели средств государственной поддержки областного бюджета).

При осуществлении контрольных мероприятий преследовались цели как выявления и устранения, так и предупреждения нарушений и недостатков финансово-бюджетной дисциплины.


За отчетный год Контрольно-счетной палатой проведено и завершено 25 контрольных мероприятий, в ходе которых проверено 96 объектов с объемом бюджетных средств и стоимости имущества государственной и муниципальной собственности в сумме 155848,4 млн. рублей.

При проведении контрольных мероприятий осуществлен 71 контрольный обмер (обследование), связанный с производством строительных (ремонтных) работ и использованием имущества. Целью обмеров являлось установление соответствия выполненных работ, приобретенного оборудования условиям государственных и муниципальных контрактов, результатом – выявление фактов завышения объемов работ, неиспользования имущества для целей деятельности объектов контроля.

Для квалификации установленных нарушений с 2022 года Палатой применяется Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21.12.2021 № 14ПК, одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 22.12.2021 (протокол № 11-СКСО) (далее также - классификатор) и адаптированный к использованию КСП области с учетом региональной (местной) специфики.


В ходе проверок 2023 года выявлено 372 факта нарушений законодательства с использованием бюджетных средств и имущества на общую сумму 1313,5 млн. рублей, или 0,8% от проверенного объема (2022 год – 0,3%), которые классифицированы по видам:

- при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 192 на 626,1 млн. рублей;

- при формировании и исполнении бюджетов – 149 на 527,7 млн. рублей;

- ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 27 на 159,7 млн. рублей;

- в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 2 (без суммовой оценки);

- в сфере деятельности государственных корпораций, государственных компаний, организаций с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в их уставных (складочных) капиталах и иных организаций, в том числе при использовании ими имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности – 2 (без суммовой оценки).

В количественной структуре нарушений 2023 года по сравнению с предшествующим отчетным периодом значительных изменений не произошло: более половины (2022 год – 53,3%, 2023 год – 51,6%) – это несоблюдение требований законодательства о контрактной системе; следующим значительным блоком являются нарушения при формировании и исполнении бюджетов (2022 год – 30,4%, 2023 год – 40,1%); третье место занимают факты невыполнения правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (2022 год – 11%, 2023 год – 7,3%).

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий выявлено 128 фактов недостатков на 107,5 млн. рублей, при этом 39,2% их суммового объема связано с неэффективным использованием бюджетных средств.

В работе исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений установлены нарушения бюджетного законодательства, а также недостатки, касающиеся нормативного правового регулирования деятельности и использования бюджетных средств на выполнение закрепленных полномочий и целей функционирования.

Результаты контрольных мероприятий КСП области рассмотрены на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания области, в Правительстве области, в органах местного самоуправления.

Работа Палаты направлена на оценку законности и результативности управления бюджетными ресурсами и, как следствие, на подготовку предложений по устранению нарушений и недостатков при использовании средств и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом.

В адрес объектов контроля направлено 45 представлений, выработано 144 предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений финансовой дисциплины, действующего законодательства, восстановлению (взысканию) средств в бюджет. Руководителями органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений принимались меры, направленные на обеспечение законности и результативности расходования бюджетных средств, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности. В настоящее время 108 предложений КСП области выполнены, срок реализации 31 предложения не наступил, в связи с невыполнением 5 предложений в адрес объектов контроля направлены 2 предписания.

Кроме того, по фактам нарушений, установленных в ходе контрольных мероприятий отчетного года, направлены информационные письма в исполнительные органы области, государственные учреждения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, Управление Федерального казначейства по Вологодской области, Отдел государственного экологического надзора по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования области, органы внешнего муниципального финансового контроля.

В отчетном периоде к 7-ми должностным лицам проверенных объектов применены меры дисциплинарного характера.

По итогам контрольных мероприятий инспекторами Палаты возбуждено 25 дел об административных правонарушениях.


Производства по 4 делам об административных правонарушениях прекращены инспекторами Палаты по различным основаниям.

Составлен 21 протокол, по итогам их рассмотрения судом:

- назначено 6 административных штрафов на 208,9 тыс. рублей;

- назначены административные наказания в виде предупреждения по 13 делам;

- 2 дела прекращены ввиду малозначительности совершенного деяния с объявлением виновным лицам устного замечания.

КСП области проводилась системная работа по выявлению и предупреждению правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

На основании соответствующих запросов материалы 17 контрольных мероприятий направлены в правоохранительные органы (органы прокуратуры, в том числе Череповецкую межрайонную природоохранную прокуратуру Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Вологодской области, Управление Министерства внутренних дел России по Вологодской области, следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области).

В 2023 году на основании решений коллегии КСП области копии отчетов о результатах 21-го контрольного мероприятия направлены в прокуратуру области.

В течение отчетного года материалы проверок Палаты направлялись прокуратурой области в прокуратуры городов и районов области для принятия мер прокурорского реагирования (при наличии оснований), а также в органы внутренних дел, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области для рассмотрения по компетенции.

Согласно информации, представленной органами прокуратуры, по материалам завершенных КСП области в 2023 году контрольных мероприятий внесены 22 представления об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в отношении должностных лиц исполнительных органов области, органов местного самоуправления, руководителей государственных учреждений, юридических лиц – получателей средств государственной поддержки.

В отчетном году по материалам контрольных мероприятий КСП области возбуждено 3 уголовных дела:

по итогам завершенных в 2023 году

- проверки использования межбюджетных трансфертов, выделенных Харовскому муниципальному району, межмуниципальным отделом МВД России «Харовский» возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 5 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество, связанное с неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности);

- проверки реализации региональной программы Вологодской области по модернизации первичного звена здравоохранения Тотемским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (халатность);

по итогам завершенной в 2022 году

- проверки использования бюджетных средств на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, предоставленных Усть-Кубинскому муниципальному району, межмуниципальным отделом МВД России «Сокольский» возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, определенного частью 1 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту хищения бюджетных денежных средств.

По фактам нарушений, установленных в ходе контрольных мероприятий в отношении использования межбюджетных трансфертов, материалы проверок направлены в органы внешнего муниципального финансового контроля Кичменгско-Городецкого муниципального округа и Шекснинского муниципального района.

В 2023 году проверками охвачены различные сферы деятельности.

1. В рамках 9-ти контрольных мероприятий исследовались вопросы исполнения в регионе национальных проектов. Проведены проверки реализации мероприятий региональных проектов:

- «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография»;

- «Чистый воздух» и «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология»;

- «Развитие туристической инфраструктуры» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»;

- «Модернизация первичного звена здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение»;

- «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда»;

- «Региональная и местная дорожная сеть Вологодской области» национального проекта «Безопасные качественные дороги»;

- «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» национального проекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства».

В ходе названных контрольных мероприятий выявлены случаи неэффективного использования ассигнований, недостижения результативности вложенных бюджетных ресурсов, несоблюдения требований Федерального закона о контрактной системе и подзаконных ему правовых актов, наиболее характерными из которых являются несоблюдение сроков оплаты контрактов, порядка формирования их начальной (максимальной) цены, неразмещение информации и документов в Единой информационной системе в сфере закупок или электронной системе «Электронный магазин», функционирующей для государственных и муниципальных заказчиков Вологодской области.

Кроме того, при проверках строительства и ремонтов объектов инфраструктуры установлены факты завышения объемов и стоимости принятых и оплаченных работ, оплаты непоступившего оборудования, а также ненадлежащего качества выполненных работ и необращения заказчиков к контрагентам для устранения дефектов в рамках гарантийного срока.

2. В отчетном году проведено 3 контрольных мероприятия по использованию межбюджетных трансфертов, передаваемых из областного бюджета в районы и входящие в их состав сельские поселения, и одно мероприятие – в отношении расходования межбюджетных трансфертов по результатам реализации инициатив о преобразовании поселений путем их объединения. Комплексные проверки охватили Кичменгско-Городецкий и Харовский муниципальные округа, Шекснинский муниципальный район. Продолжена практика проведения таких проверок (в Харовском округе и Шекснинском районе) совместно с органом внутреннего государственного финансового контроля региона – Департаментом финансов области, что позволило оценить использование предоставленных трансфертов в полном объеме. В числе положительных аспектов сотрудничества также следует отметить применение единых подходов при квалификации нарушений и недостатков, исключение дублирующих контрольных действий и обмен информацией.

Выявлены случаи неэффективного и нецелевого расходования средств, порядка формирования и финансового обеспечения муниципального задания, некорректного отражения отчетных данных об использовании трансфертов, факты несоблюдения норм законодательства о закупках, в числе которых оплата услуг, не соответствующих условиям контрактов, несоблюдение сроков их оплаты. Установлены проблемы при предоставлении социальных выплат гражданам, в том числе в части обоснования их необходимыми документами и соблюдения сроков предоставления.

3. В ходе проверок использования средств на создание социальной и коммунальной инфраструктуры, включая строительство дома культуры в с.Нюксеница, комплексную модернизацию стадиона «Витязь», капитальный ремонт многоквартирных домов, подготовку объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период, установлены случаи оплаты работ, не соответствующих условиям контрактов, и материалов, не использованных при строительстве. Кроме того, «принималось» и оплачивалось фактически не поступившее оборудование, а приобретенное не использовалось. Зафиксировано недостижение Фондом капитального ремонта многоквартирных домов области результата предоставления субсидии.

4. Палата постоянно уделяет внимание аудиту в сфере агропромышленного комплекса. В 2023 году по данному направлению проведено 2 контрольных мероприятия, в ходе которых проверялись вопросы использования средств государственной поддержки племенного животноводства и приобретения энергоносителей в овощеводстве. Выявлены недостатки нормативного правового регулирования выделения субсидий и нарушения условий их предоставления со стороны получателей.

5. Осуществлялись мероприятия в сферах содействия занятости населения, начисления пенсий за выслугу лет. В ходе контроля использования средств, направленных на снижение напряженности на рынке труда, установлены случаи неприменения санкций к организациям-получателям средств государственной поддержки за недостижение показателей результативности предоставления субсидий со стороны отраслевого исполнительного органа области.

6. Одной из актуальных проблем социальной политики региона, постоянно находящихся в зоне внимания Палаты, является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. В ходе контрольного мероприятия по названной тематике, проведенного в отчетном году, установлено, что:

- предоставление жилья гражданам данной категории осуществлялось в основном (в 97% случаев) на основании судебных решений. По причине их несвоевременного исполнения имела место дополнительная нагрузка на областной бюджет в виде штрафных санкций;

- очередь детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, уменьшилась на 21,3%;

- от 30% до 40% аукционов на приобретение жилья для детей-сирот признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок либо их несоответствия требованиям, а порядка 90% госконтрактов заключено с единственным поставщиком, что свидетельствует о низкой конкурентной среде в данной сфере;

- выявлены случаи неполноты отражения информации в специализированном реестре жилищного фонда для детей-сирот.

7. Внешняя проверка отчетности за 2022 год проведена в отношении 32 главных администраторов бюджетных средств, из них 4 – с выходом на объекты контроля. Установлено 79 фактов нарушений и недостатков:

- при проверке соблюдения Федерального закона «О бухгалтерском учете», инструкций, методических указаний, утвержденных приказами Минфина России, федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, документов Департамента финансов области – 18 фактов;

- при анализе данных отчетности на соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 34, 37, 158, 160.1, 162) – 7 фактов;

- при проверке соблюдения положений Федерального закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов в сфере закупок – 17 фактов;

- при проверке иных вопросов деятельности исполнительных органов области и государственных органов области – 37 фактов.

В отчетном году проведена проверка Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области по исполнению бюджета за 2022 год, в ходе которой также исследовались вопросы соблюдения бюджетного и иного законодательства фондом как главным администратором бюджетных средств. Установлены отдельные нарушения и недостатки использования средств ТФОМС, в числе которых взыскание просроченной дебиторской задолженности территориальных фондов ОМС иных территорий за лечение граждан других регионов в медицинских учреждениях Вологодской области.

3. Результаты экспертно-аналитических мероприятий

Экспертно-аналитическая деятельность осуществлялась в соответствии с положениями бюджетного законодательства и закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» путем проведения аудита формирования и исполнения областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, мониторинга реализации национальных проектов, анализа показателей целей устойчивого развития, экспертизы государственной программы, проектов нормативных правовых актов региона в части, касающейся расходных обязательств.

В ходе проведенных в 2023 году экспертно-аналитических мероприятий (ЭАМ), проанализирован 31 объект, подготовлено 23 заключения (2022 год – 29), в том числе: 8 – на проекты законов об областном бюджете и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, 8 – на отчеты об их исполнении, 4 – по мониторингу национальных проектов, 2 – по анализу показателей целей устойчивого развития, 1 – по экспертизе государственной программы.


По итогам экспертно-аналитических мероприятий установлено 52 факта нарушений нормативных правовых актов на 11,5 млн. рублей, все они касаются формирования и исполнения бюджетов. Кроме того, зафиксировано 73 факта недостатков на 61,4 млн. рублей, которые в основном выявлены при проведении мониторинга реализации национальных проектов и экспертизы проекта областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

По итогам экспертно-аналитических мероприятий за 2023 год выработано 105 рекомендаций (предложений) об устранении выявленных нарушений и недостатков, из них 98 – выполнены (приняты к исполнению), 7 – не выполнены.

В рамках второго этапа внешней проверки проведена экспертиза отчета об исполнении областного бюджета за 2022 год, в ходе которой использовались результаты проверки бюджетной отчетности 32 главных администраторов бюджетных средств. По итогам данного мероприятия сформировано сводное заключение, которое содержит основной вывод о достоверности отчета и соответствии объемов исполненных доходов, расходов и профицита бюджета показателям отчета и требованиям законодательства.

Председатель КСП области И.В. Карнакова выступила на публичных слушаниях и заседании 22 сессии Законодательного Собрания области с докладами о результатах внешней проверки исполнения бюджета за 2022 год. В выступлениях озвучены итоги исполнения областного бюджета, обращено внимание на недостатки, выявленные в ходе проведения внешней проверки. Отмечены исполнение всех установленных публичных нормативных и социально значимых обязательств, требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и соглашений с Министерством финансов России, а также высокий уровень долговой устойчивости бюджета.

В соответствии со статьей 36 закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области» подготовлено заключение на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 2022 год. Недостоверности данных отчета не установлено. Отмечены аспекты, требующие особого внимания, в числе которых планирование и выполнение объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий и оказываемой лечебными учреждениями.

В рамках полномочий Палатой проведена экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», дана оценка и сформированы выводы о результатах формирования бюджета по доходам, расходам и дефициту (профициту), а также о состоянии государственного долга Вологодской области. В отношении недостатков проекта закона даны рекомендации в части уточнения доходной и расходной частей бюджета, представления обоснований расходов и по другим направлениям.

На публичных слушаниях проекта областного бюджета на среднесрочный период, а также на 26 сессии Законодательного Собрания области, председатель Палаты И.В. Карнакова доложила о результатах экспертизы проекта закона области «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», обратив внимание на особенности бюджетного проектирования и отметив, что структура и содержание законопроекта соответствуют бюджетному законодательству. Все ограничения по объему государственного долга, условно утверждаемым расходам, предельному размеру дефицита бюджета соблюдены.

Проведена экспертиза и подготовлено заключение на проект закона области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов». Бюджет ТФОМС Вологодской области на среднесрочный период сбалансирован по доходам и расходам. Законопроект по составу и содержанию соответствует требованиям законодательства. По итогам экспертизы сформированы рекомендации, в том числе касающиеся расчета доходной части бюджета ТФОМС.

Во исполнение возложенных полномочий Палатой осуществлены 4 экспертизы законопроектов «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» и 2 – «О внесении изменений в закон области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», в ходе которых проанализированы проекты законов с приложениями, расчеты и обоснования предлагаемых изменений. В заключениях на отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета ТФОМС области за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2023 года дана оценка и сформированы выводы о результатах исполнения доходной и расходной частей бюджетов, дефицита (профицита). По итогам мероприятий выработаны соответствующие рекомендации.

В отчетном году проведен мониторинг региональной составляющей 4-х бюджетоемких национальных проектов: «Демография», «Образование», «Здравоохранение», «Безопасные качественные дороги». Проекты реализуются в регионе во исполнение указов Президента России №204[10] и №474[11] и ориентированы на улучшение качества жизни граждан. Отмечены отдельные недостатки при реализации нацпроектов. Это случаи невыполнения показателей, результатов, нарушения сроков достижения контрольных точек, несоответствия объемов финансового обеспечения проектов, предусмотренных в паспортах, бюджетной росписи или государственным программам. Обращено внимание на риски недостижения показателей и результатов отдельных региональных проектов в сферах демографии и здравоохранения.

КСП области постоянно уделяет внимание как контролю, так и анализу документов стратегического планирования.

В 2023 году в проведены мероприятия по анализу достижения регионом показателей целей устойчивого развития (далее также – ЦУР), определенных Повесткой устойчивого развития до 2030 года Организации Объединенных Наций, включающей в себя 17 целей по социальным, экономическим и экологическим аспектам. Мероприятия проведены с использованием практических рекомендаций, разработанных Счетной палатой Российской Федерации. Проанализирована взаимосвязь федеральных и региональных документов стратегического планирования, оценено выполнение ЦУР в отраслях здравоохранения и образования. Рекомендовано рассмотреть вопросы о корректировке соответствующих правовых актов области в части отражения в них показателей и задач ЦУР.

Проведена экспертиза государственной программы области «Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и создание благоприятных условий проживания на 2021-2025 годы», а также оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Вологодской области в данной сфере. Выявлены отдельные недостатки при определении объемов бюджетных средств на реализацию программы и установлении показателей результативности их использования.

Во исполнение полномочий, установленных законом «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», в отчетном году проведена экспертиза и подготовлены 23 заключения на проекты законов и нормативных правовых актов органов государственной власти области в части, касающейся расходных обязательств региона (2022 год – 26 экспертиз).


Задачей правового регулирования значительного числа проектов нормативных правовых актов (52,2%) являлось осуществление целенаправленной и адресной политики по усилению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

4. Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок

Реализация полномочий по аудиту в сфере закупок осуществлялась Палатой в соответствии с требованиями статьи 98 Федерального закона №44-ФЗ, статьи 9 Федерального закона №6-ФЗ, статьи 8 закона области №2574-ОЗ. Также проверялось соблюдение норм Федерального закона №223-ФЗ.

В ходе выполнения указанных функций использовался стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг».

В 2023 году Контрольно-счетной палатой области проведено 20 контрольных мероприятий, в рамках которых осуществлялся аудит в сфере закупок. Общее количество объектов, на которых он проводился, составило 71, в том числе 44 государственных заказчика, 27 муниципальных заказчиков. Выявлено 192 факта нарушений (103 – финансовых, 89 – процедурных) на общую сумму 626,1 млн. рублей.

Заказчикам внесено 19 представлений для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и недостатков.

По фактам нарушений законодательства о закупках в ходе (по итогам) 8 контрольных мероприятий в орган контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Департамент финансов области), органы прокуратуры направлены обращения для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

В рамках проведенных в отчетном году контрольных мероприятий выявлены нарушения, которые охватывают все этапы закупочного цикла, начиная с формирования (утверждения) плана-графика закупок и завершая применением мер ответственности к поставщикам и подрядчикам по исполненным контрактам.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок (78,6% от общего количества нарушений в сфере закупок), выявленными Контрольно-счетной палатой области за 2023 год, являются нижеследующие.


В соответствии со статьей 98 Федерального закона о контрактной системе Палатой сформирована и размещена обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок за 2022 год в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru).

5. Обеспечение деятельности и взаимодействие КСП с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными органами

Информация о результатах работы ежеквартально предоставлялась Палатой в Законодательное Собрание области в соответствии с положениями закона «О Контрольно-счетной палате Вологодской области».

Отчет о работе КСП области за 2022 год:

- рассмотрен на 20 сессии и принят к сведению постановлением Законодательного Собрания области №176;

- опубликован в областной газете «Красный Север» и размещен в сети «Интернет» на основании статьи 24 закона области №2574-ОЗ.

В апреле 2023 года на заседании 20 сессии областного парламента председатель КСП области представила доклад об итогах работы Палаты в 2022 году. И.В. Карнакова рассказала о приоритетах и результатах внешнего финансового контроля в отчетном периоде, акцентировав внимание на основных направлениях деятельности, выявленных нарушениях и недостатках в использовании бюджетных средств и имущества, сообщила об итогах рассмотрения материалов Палаты исполнительными органами области и органами прокуратуры, о взаимодействии со Счетной палатой Российской Федерации, а также направлениях совершенствования компетенций и работе на ближайшую перспективу.

5.1 Взаимодействие КСП области со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами регионов

Одним из векторов развития компетенций КСП области является постоянное сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации и органами внешнего государственного финансового контроля регионов.

Палата является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее также – Совет), руководителем которого является председатель Счетной палаты Российской Федерации.

Рабочими органами Совета являются 6 комиссий: по вопросам методологии, по правовым вопросам, по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, по вопросам открытости деятельности контрольно-счетных органов и профессиональной этики, по вопросам профессионального развития сотрудников контрольно-счетных органов, а также информационно-аналитическая комиссия. Для выполнения задач Совета и организации его работы в федеральных округах сформированы отделения Совета.

Председатель КСП области И.В. Карнакова является членом Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее также – Президиум Совета) как председатель отделения Совета в Северо-Западном федеральном округе (далее также – Отделение), а также как председатель комиссии Совета по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне (далее также – Комиссия).

Отделение и Комиссия осуществляют деятельность на основании соответствующих положений, утвержденных решениями Президиума Совета от 15.02.2017, а также ежегодно формируемых планов работы.

В отчетном году Советом среди работников органов внешнего государст-венного финансового контроля субъектов Российской Федерации проходил конкурс «Лучший финансовый контролер Российской Федерации» (далее также – конкурс), на первом его этапе определены победители в федеральных округах, на втором – среди регионов России.

По итогам двух этапов, первый из которых состоялся среди контрольно-счетных органов (далее также – КСО) Северо-Западного федерального округа, второй – на общероссийском уровне, Контрольно-счетная палата Вологодской области признана победителем конкурса «Лучший финансовый контролер Российской Федерации» в номинации «Лучшее контрольное мероприятие». Высокой оценки профессионального сообщества удостоена группа специалистов Палаты, проводивших заявленное на конкурс мероприятие, – аудитор Елена Богданова, инспекторы Оксана Котова, Анна Усачева и Анастасия Шилова.

Торжественная церемония вручения дипломов победителям конкурса состоялась 19 декабря в рамках заседания Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.

5.1.1 Работа КСП области в отделении Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

В состав Отделения входят 11 членов Совета – председатели контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа (СЗФО).


Работа Отделения строилась в соответствии с годовым планом, утвержденным Президиумом Совета 21.12.2022 (в редакции изменений от 28.06.2023), и составленным с учетом реализации мероприятий, включенных в план работы Совета на 2023 год, решений Совета и Президиума Совета.

Палатой осуществлялась организация деятельности Отделения.

В отчетном году организованы и проведены следующие мероприятия:

- круглый стол «Актуальные вопросы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В ходе мероприятия И.В. Карнакова выступила с докладом по заявленной теме, представив краткий обзор основных параметров исполнения бюджетов округа за прошедший год, в том числе объемы расходов, направляемые на осуществление национальных проектов. Озвучены итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСО Северо-Западного федерального округа, реализации их результатов (г.Сыктывкар, май 2023 года);


Круглый стол «Актуальные вопросы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», г.Сыктывкар, май 2023 г.

- семинар-совещание «Приоритеты внешнего государственного финансового контроля формирования бюджетов публично-правовых образований в новых внешнеполитических условиях». Открывая семинар, Ирина Валериевна обозначила перспективы дальнейшей работы отделения, отметила актуальность тематики совещания, обратив внимание на наиболее проблемные аспекты формирования и исполнения региональных бюджетов в условиях высокой неопределенности экономического развития, а также озвучила основные тезисы прошедшей накануне сессии Счетной палаты Российской Федерации «Глобальные финансовые риски: новые вызовы для внешнего аудита» в рамках Петербургского международного экономического форума (Санкт-Петербург, июнь 2023 года);

- круглый стол руководителей КСО «Практика реализации полномочий контрольно-счетных органов в новых экономических условиях» и семинар-совещание аудиторов по применению классификатора выявляемых нарушений. Обсуждались новые подходы внешнего государственного финансового контроля в современных условиях, аспекты качества как важнейшего элемента его совершенствования; практика направления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения; вопросы предоставления контрольно-счетным органам доступа к государственным и муниципальным информационным системам; опыт проверок расходования бюджетных средств на ремонт автомобильных дорог; практика классификации нарушений. Выступление Ирины Карнаковой «Основные направления деятельности контрольно-счетных органов Северо-Западного федерального округа: акценты настоящего времени» было посвящено актуальным вопросам контроля в условиях обострения геополитической ситуации (г.Светлогорск Калининградской области, сентябрь 2023 года);


Расширенная сессия руководителей контрольно-счетных органов «Обсуждение актуальных вопросов деятельности органов внешнего государственного финансового контроля и цифровизации контрольного процесса», Санкт-Петербург, декабрь 2023 г.

комплекс мероприятий Отделения (Санкт-Петербург, 30.11. – 02.12.2023)

- заседание Отделения, посвященное итогам работы в 2023 году. Ирина Карнакова доложила о работе Отделения в отчетном году, представители контрольно-счетных органов СЗФО выступили с информацией о работе в комиссиях Совета;

- научно-практическая сессия для работников КСО «Основные приоритеты контрольно-счетных органов при проведении внешнего аудита исполнения бюджета, включая оценку достижения результатов национальных проектов и программ». Обсуждались актуальные вопросы проведения внешней проверки годовых отчетов об исполнении региональных бюджетов и проверки отчетов об исполнении бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, классификации нарушений, административной практики, взаимодействия органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, применения цифровых технологий в деятельности КСО. В ходе сессии аудитор КСП Вологодской области Светлана Белякова выступила с докладом, в котором представила опыт осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, акцентировав внимание на методологической составляющей, основных типах выявляемых нарушений и перспективах совершенствования контроля;

- расширенная сессия руководителей контрольно-счетных органов Отделения по актуальным вопросам деятельности органов внешнего государственного финансового контроля и цифровизации контрольного процесса. Обсуждались аспекты аудита инвестиций в объекты социальной инфраструктуры, землепользования, применения информационных технологий при выполнении полномочий.

В ходе взаимодействия с комиссиями Совета в течение года Отделением осуществлялись сбор и обобщение информации, поступившей от контрольно-счетных органов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, и направление ее в соответствующие комиссии.

Палатой осуществлялась координация деятельности Отделения, подготовлен отчет о его работе за 2023 год, сформирован проект плана работы Отделения на 2024 год, а также предложения в план работы Совета на 2024 год. Названные документы рассмотрены и утверждены Президиумом Совета в декабре 2023 года.

5.1.2 Работа КСП области в комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне

В состав Комиссии входят 16 человек – должностные лица региональных и муниципальных органов внешнего финансового контроля, а также Счетной палаты Российской Федерации.


В рамках решения возложенных задач в 2023 году осуществлялся сбор, обобщение, изучение информации о функционировании на территории Российской Федерации органов внешнего финансового контроля на муниципальном уровне за 2022 год. Аналитические материалы, сформированные по итогам проведенной работы, содержат в том числе рекомендации и предложения, направленные на совершенствование и повышение результативности деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Работа Комиссии осуществлялась на основании годового плана, утвержденного решением Президиума Совета 21.12.2022 (в редакции изменений от 28.06.2023) и составленного с учетом реализации мероприятий, включенных в план работы Совета на 2023 год, решений Совета и Президиума Совета.

В течение года проводилась координация деятельности контрольно-счетных органов, входящих в Комиссию, а также реализация отдельных пунктов плана её работы.

Для сбора данных о муниципальных контрольно-счетных органах России на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – Портал КСО) Комиссией совместно с Департаментом международного и регионального сотрудничества аппарата Счетной палаты Российской Федерации (при поддержке ФКУ «Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты Российской Федерации») проведены мероприятия по подготовке сервиса «Анкетирование» – «Профиль КСО МО» (интегрированы контрольные соотношения показателей).

В 2023 году председателем Комиссии проведено 4 заседания: 2 – в заочной форме и 2 – в режиме видеоконференцсвязи.

Во исполнение протокольного поручения Президиума Совета от 21.12.2022 в рамках плана работы Комиссии и плана работы Совета на 2022 год проведены следующие мероприятия:

- «Сбор и обобщение информации о создании контрольно-счетных органов муниципальных образований и их объединений по состоянию на 1 января 2023 года»;

- «Сбор и обобщение информации о штатной и фактической численности контрольно-счетных органов муниципальных образований, включая сведения об уровне квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований по состоянию на 1 января 2023 года»;

- «Сбор и обобщение информации о деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований за 2022 год»;

- «Анализ формирования годового отчета о деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования».

По результатам мероприятий выработаны итоговые материалы (аналитические записки), которые приняты на заседаниях Комиссии и представлены на рассмотрение Президиума Совета.

Кроме того, сформирован отчет о работе комиссии за 2023 год, проект плана работы Комиссии на 2024 год и предложения в план работы Совета на 2024 год. Названные документы рассмотрены и утверждены Президиумом Совета в декабре 2023 года.

5.1.3 Участие в мероприятиях Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов регионов

В течение года председатель, аудиторы и специалисты Палаты участвовали в мероприятиях (обучающих семинарах (совещаниях), круглых столах, рабочих встречах, международных семинарах по обмену опытом), проходивших на Портале КСО и иных сервисах видеоконференцсвязи:

- по различным аспектам осуществления государственного аудита и актуальным вопросам деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля (аудита формирования и исполнения документов стратегического планирования; контроля в сферах здравоохранения, дорожного хозяйства, транспорта, строительства объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, обустройства дворовых и общественных территорий, землепользования; аудита дебиторской задолженности по доходам, оплаты труда в бюджетном секторе, имущества казны и унитарных предприятий, исполнения концессионных соглашений) и квалификации выявляемых нарушений;

- реализации полномочий по ведению административного производства, направлению предписаний, аудиту в сфере закупок, внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета, аудиту эффективности;

- по тематике гласности и открытости в работе контрольно-счетных органов (представления пользователям информации о деятельности КСО);

- по вопросам, связанным с прохождением государственной гражданской службы и моделированием процессов аудита (противодействие коррупции; развитие стрессоустойчивости персонала; компетентностный подход, управление по целям, продуктовое управление, управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, риск-ориентированный подход);

- по проблематике реализации Федерального закона от 01.07.2021      №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По приглашению Счетной палаты Российской Федерации председатель Палаты приняла участие в прошедших в Санкт-Петербурге мероприятиях:

- Петербургского международного экономического форума (июнь 2023 года):

российско-белорусском круглом столе «Роль высших органов аудита в повышении эффективности реализации государственных функций по контролю и надзору», где рассмотрены направления и приоритеты контрольно-надзорной деятельности в современных условиях, роль цифровых инструментов в ее развитии, вклад органов внешнего финансового контроля в совершенствование государственного управления;

совместном заседании коллегий Счетной палаты РФ и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по вопросу исполнения бюджета Союзного государства за 2022 год;

сессии Счетной палаты РФ «Глобальные финансовые риски: новые вызовы для внешнего аудита» с участием представителей высших органов аудита (ВОА) Республики Беларусь, Ирана и Сирии, КСО регионов России, банковской сферы. Обсуждались вопросы влияния финансовых рисков на экономики стран, возможностей новых технологий для выявления и анализа рисков, а также роли ВОА в обеспечении финансовой стабильности;

- Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка, главной темой которого стали технологии и безопасность во имя суверенного развития на благо человека (июль 2023 года):

пленарном заседании, на котором выступил Президент Российской Федерации Владимир Путин;

панельной сессии Счетной палаты РФ «Государство в меняющихся условиях: каково будущее у внешнего аудита?», участники которой обсудили перспективы развития аудита в меняющемся мире и роль высших органов аудита в повышении эффективности госорганов, включая вопросы межведомственного взаимодействия, в основе которого названы три составляющих: понятные процедуры и критерии проведения любой аналитической работы, единые базы данных и взаимное признание результатов проверок;

заседаниях секций круглого стола по обмену опытом Счетной палаты РФ с участием высших органов аудита стран Африки и КСО регионов России;

- Общероссийского форума «Стратегическое планирование в городах и регионах России: приземляя стратегии, укрепляя сотрудничество» – главной площадки страны для обсуждения вопросов стратегического планирования и пространственного развития (октябрь 2023 года):

пленарном заседании «Сильные регионы – сильная Россия»;

диспуте «Нужен ли экономический анализ для стратегирования?», основным спикером которого выступил аудитор Счетной палаты РФ Дмитрий Зайцев. Обсуждались актуальные инструменты и вызовы проведения экономического анализа в современных условиях, аспекты подходов к измерению эффективности и принятия решений при разработке стратегий в ключе минимизации рисков, проблемы открытости или ограничения доступа к данным;

работе круглого стола «Направления совершенствования межбюджетных отношений: основные тренды» под руководством аудитора Счетной палаты РФ Натальи Труновой, где основными акцентами стали вопросы кредитования регионов, включая «отдачу» от инфраструктурных бюджетных кредитов, а также новации в сфере финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В рамках взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами регионов председатель КСП области принимала участие:

- в заседании Президиума Совета, на котором рассмотрены итоги деятельности комиссий и отделений Совета за 1 полугодие 2023 года и определены приоритетные направления их работы на перспективу. В ходе мероприятия Ирина Карнакова представила основные итоги деятельности возглавляемой ею комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне (г.Суздаль Владимирской области, июнь 2023 года, в режиме видеоконференцсвязи);

- в заседании комиссии Совета по правовым вопросам с участием представителей контрольно-счетных органов муниципальных образований. Доклад И.В. Карнаковой был посвящен отдельным аспектам взаимодействия комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне и комиссии по правовым вопросам (г.Владикавказ, июль 2023 года);


Заседание комиссии Совета по правовым вопросам, г.Владикавказ, июль 2023 г.

- в семинаре-совещании отделения Совета КСО в Сибирском федеральном округе «Актуальные вопросы правового регулирования оплаты труда, мер материального и социального обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности в контрольно-счетных органах». Ириной Карнаковой представлены основные направления деятельности комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, включая ежегодно проводимые мероприятия по анализу информации о создании, кадровом обеспечении и деятельности муниципальных КСО, а также ключевые итоги мониторинга реализации в муниципальных образованиях по всей России внесенных в 2021 году изменений в Федеральный закон об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов (сентябрь 2023 года, в режиме видеоконференцсвязи);

в комплексе мероприятий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (Москва, декабрь 2023 года)

- в состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации открытии выставки, посвященной 30-летию российского парламентаризма, и деловой встрече председателей КСО, представителей фракций и комитетов Государственной Думы «Эволюция парламентского контроля: взгляд в будущее», на которой обсуждались перспективы и направления дальнейшего развития внешнего контроля. Подчеркнута необходимость наращивания новых аудиторских инструментов, продвижения рекомендаций, развития сотрудничества, а также усиления роли контрольно-счетных органов регионов;


Комплекс мероприятий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, Москва, декабрь 2023 г.

- в заседании Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, одним из основных вопросов которого стало подведение итогов деятельности отделений Совета в федеральных округах и комиссий Совета;

- в совместном совещании Совета Федерации, Счетной палаты РФ и региональных КСО «Парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений: 30 лет развития, взгляд в будущее». Обращено внимание на необходимость устранения нарушений и выполнения рекомендаций КСО, а также совершенствования межбюджетных отношений;

- в итоговом заседании Совета по актуальным вопросам деятельности органов внешнего государственного финансового контроля. Подведены итоги деятельности в 2023 году отделений Совета в федеральных округах и комиссий Совета. Председатель комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, председатель КСП Вологодской области Ирина Карнакова доложила о работе комиссии в 2023 году, озвучив основные показатели деятельности муниципальных КСО и представила мероприятия, запланированные на следующий год. На заседании утверждены планы работы Совета, его отделений в федеральных округах и комиссий на 2024 год;

- в рабочей встрече по вопросам взаимодействия органов государственного финансового контроля и повышения эффективности управления государственными финансами, состоявшейся в Федеральном казначействе. Предметом обсуждения являлись аспекты осуществления полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Рассмотрены возможности цифровой платформы финансового контроля на базе системы «Электронный бюджет».

5.2 Взаимодействие КСП области с муниципальными органами внешнего финансового контроля, органами местного самоуправления

В 2023 году продолжено активное сотрудничество с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов (далее также – Союз МКСО), целью которого является объединение усилий муниципальных контрольно-счетных органов при решении задач социально-экономического развития муниципальных образований, повышении эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами муниципальных образований.

В марте председатель КСП области приняла участие в тематическом мероприятии Президиума Союза МКСО «Взаимодействие региональных и муниципальных контрольно-счетных органов», состоявшемся в Республике Бурятия. Выступление Ирины Карнаковой было посвящено отдельным вопросам деятельности комиссии Совета КСО при Счетной палате Российской Федерации по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне в 2023 году. Обсуждались практические вопросы сотрудничества региональных и муниципальных КСО, актуальные аспекты развития внешнего финансового контроля в современных условиях, определены основные направления совместной работы Совета и Союза муниципальных контрольно-счетных органов.

Взаимодействие Палаты с контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области продолжилось на основе соглашений о сотрудничестве, заключенных со всеми 28 муниципальными органами внешнего финансового контроля. В 2023 году проведена работа по актуализации указанных соглашений.

Под руководством КСП области функционирует Совет контрольно-счетных органов области (далее – Совет КСО области), объединяющий 28 КСО округов и районов.

Совет действует на основании Положения, утвержденного общим собранием его членов 22.10.2012 (в ред. от 22.01.2018), и функционирует в соответствии с годовыми планами работы. План работы на 2023 год утвержден общим собранием 26.12.2022.

В отчетном году Палатой продолжена работа в Совете КСО области с целью повышения эффективности деятельности органов внешнего финансового контроля Вологодской области, координации их деятельности и укрепления сотрудничества между ними.

В течение года состоялось 3 заседания президиума Совета КСО области и 3 заседания общего собрания членов Совета КСО области, в ходе которых рассмотрены актуальные вопросы деятельности органов внешнего финансового контроля муниципальных образований.

1 ноября состоялось заседание Совета КСО области, посвященное итогам работы муниципальных органов внешнего финансового контроля за 2022 год.

В мероприятии приняли участие: заместитель председателя Законодательного Собрания области, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Р.Ю.Заварин, председатель постоянного комитета по вопросам местного самоуправления Законодательного Собрания области А.В.Гордеев, заместитель Губернатора области, начальник Департамента финансов области Т.Б.Голыгина, руководитель Управления Федерального казначейства по Вологодской области А.Ю.Морозова, аудиторы и специалисты КСП Вологодской области, а также представители 27 контрольно-счетных органов муниципальных образований области.


Заседание Совета контрольно-счетных органов Вологодской области, г.Вологда, ноябрь 2023 г.

На заседании представлены результаты деятельности муниципальных органов внешнего финансового контроля за прошлый год, в том числе по реализации Федерального закона от 01.07.2021 №255-ФЗ, которым внесены значительные изменения в базовый закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Контрольно-счетной палатой области проведен мониторинг и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области за 2022 год. По его результатам подведены итоги конкурса на звание «Лучший муниципальный контрольно-счетный орган Вологодской области». Победителями конкурса стали:


В ходе мероприятия определены основные направления дальнейшей работы с учетом взаимодействия со Счетной палатой РФ и Союзом МКСО.

По состоянию на 01.01.2024 на территории области контрольно-счетные органы созданы во всех муниципальных округах (районах), 2 городских округах; статусом юридического лица обладают все 28 КСО.

Общая штатная численность специалистов муниципальных органов внешнего финансового контроля по состоянию на 01.01.2024 составила 85 единиц, фактическая – 67 специалистов, укомплектованность кадрами – 78,8%. По сравнению с 2022 годом штатная численность контролеров возросла на 4 единицы (4,9%).

В 2023 году Палатой проведена работа по изучению уставов муниципальных образований региона и положений о муниципальных контрольно-счетных органах области на предмет их соответствия Федеральному закону от 01.07.2021 №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обобщенная информация по данному вопросу направлена в постоянный комитет по бюджету и налогам Законодательного Собрания области.

5.3 Взаимодействие КСП области с Законодательным Собранием области

В отчетном году председатель Палаты принимала участие в сессиях и коллегиях Законодательного Собрания Вологодской области.

В течение года председатель и аудиторы КСП области участвовали в работе постоянных комитетов областного парламента, на которых рассматривались результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также меры, принимаемые для устранения выявленных нарушений и недостатков.

В апреле председатель КСП Вологодской области приняла участие в выездном заседании комитета по бюджету и налогам областного парламента в Вашкинском округе. Обсуждались вопросы исполнения бюджета муниципального образования за 2022 год, организации межбюджетного регулирования, аспекты развития налогового потенциала территории. Особое внимание уделено работе муниципального контрольно-счетного органа. В ходе мероприятия И.В. Карнакова выступила с информацией о его деятельности по организации контрольной и экспертно-аналитической работы на территории муниципалитета. Обращено внимание на кадровую проблему, методологию и планирование деятельности органа внешнего муниципального финансового контроля.

В ходе состоявшейся в сентябре рабочей встречи председателя Законодательного Собрания области Андрея Луценко и председателя КСП Ирины Карнаковой обсуждались предварительные итоги деятельности Палаты за прошедший период и мероприятия на ближайшую перспективу, включая экспертизу проекта главного финансового документа региона на среднесрочный период.

В октябре председатель и аудиторы Палаты принимали участие в «нулевых» чтениях проекта областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, проходивших в рамках совместных заседаний постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания области с иными профильными комитетами парламента региона. В процессе «нулевых» чтений рассмотрено 16 государственных программ региона, на которых базируется основная часть бюджетных расходов.

При подготовке к «нулевым» чтениям КСП области оценивались вопросы обоснованности и достаточности финансового обеспечения проектируемых мероприятий государственных программ и взаимосвязи их с показателями.

5.4 Взаимодействие КСП области с исполнительными органами области

В отчетном году осуществлялось постоянное взаимодействие с исполнительными органами области.

В марте председатель Палаты приняла участие в состоявшемся под руководством Губернатора области Олега Кувшинникова заседании постоянно действующего Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Вологодской области, в ходе которого рассмотрены итоги работы по поддержанию правопорядка на территории региона в 2022 году и дополнительные меры для его обеспечения в 2023 году, состояние законности в сфере организации судебных экспертиз по уголовным делам, меры по профилактике правонарушений при реализации национальных проектов.

Председатель КСП области включена в состав Межведомственной рабочей группы по реализации национальных проектов на территории области (далее также – Межведомственная рабочая группа, группа), в которую входят представители исполнительных органов области, руководители федеральных контрольных ведомств по Вологодской области, правоохранительных органов. Группа осуществляет анализ информации о правонарушениях и разработку дополнительных мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, выявляемых в ходе исполнения национальных проектов. В 2023 году состоялись 4 заседания Межведомственной рабочей группы (в заочной форме).

В феврале аудитор КСП области Василий Лукин принял участие в онлайн-семинаре Департамента дорожного хозяйства и транспорта области «Предоставление и расходование субсидий бюджетам муниципальных образований области на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Вологодской области», организованном для органов местного самоуправления региона. Озвучены основные нарушения, допускаемые муниципальными заказчиками при освоении субсидий на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог.

В отчетном периоде аудитор КСП области Светлана Белякова приняла участие в семинарах-совещаниях Департамента финансов области:

- «Контроль в сфере закупок: типовые нарушения, административная практика, мероприятия по предотвращению нарушений» для заказчиков областного уровня. Выступление Светланы Беляковой было посвящено итогам аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд области за 2022 год (апрель 2023 года);


Семинар-совещание «Контроль в сфере закупок: типовые нарушения, административная практика, мероприятия по предотвращению нарушений», г.Вологда, апрель 2023 г.

- «Итоги сдачи годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2022 год, актуальные вопросы формирования отчетности в 2023 году» (в режиме видеоконференцсвязи). Озвучены результаты сдачи годовой отчетности за 2022 год, задачи и особенности составления отчетности в 2023 году с учетом новаций законодательства. Определена необходимость недопущения в дальнейшем нарушений и недостатков, установленных КСП области в ходе внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2022 год (май 2023 года).

В октябре председатель Палаты приняла участие в расширенном заседании коллегии Департамента финансов области, посвященном вопросам осуществления государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок и приуроченном к 100-летию создания контрольно-ревизионных органов Министерства финансов России и 25-летию контрольно-ревизионного управления Департамента финансов области. В докладе Ирины Карнаковой «Финансовый контроль: от истоков до акцентов настоящего времени» уделено внимание историческим аспектам контрольной деятельности в России, её специфике на современном этапе. Председатель Палаты отметила общность задач, стоящих перед органами внешнего и внутреннего контроля, и необходимость эффективного межведомственного взаимодействия между ними.


Расширенное заседание коллегии Департамента финансов области, г.Вологда, октябрь 2023 г.

В ноябре председатель КСП области Ирина Карнакова, аудитор Светлана Белякова и главный бухгалтер Ольга Наумова приняли участие в торжественном совещании «Бухгалтерский учет в государственном секторе области: итоги работы и направления развития», организованном Департаментом финансов области и приуроченном к Дню бухгалтера. В числе основных тем мероприятия обсуждались предварительные итоги работы за текущий год и задачи, стоящие перед центрами учета на 2024 год, новации законодательства по вопросам обязательного социального страхования, в том числе по назначению пособий, а также аспекты предварительного контроля расходования бюджетных средств и внедрения цифрового рубля как формы национальной валюты.

В декабре аудитор КСП области Василий Лукин принял участие в заседании коллегии Департамента дорожного хозяйства и транспорта области, посвященной подведению итогов 2023 года. Его доклад был посвящен профилактике наиболее часто встречающихся нарушений при расходовании бюджетных средств на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог регионального и местного значения.

5.5 Взаимодействие КСП области с правоохранительными органами, иными органами

5.5.1 Взаимодействие с правоохранительными органами

В течение года председатель и аудиторы Палаты осуществляли деятельность по исполнению планов работы на 2023 год межведомственных рабочих групп, сформированных при прокуратуре области:

- по противодействию коррупции;

- по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов;

- по противодействию преступлениям в сфере экономики.

В отчетном периоде председатель КСП области Ирина Карнакова и аудитор Мария Пепшина приняли участие в заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, в ходе которых рассмотрены вопросы:

- реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы, и исполнения на территории области положений Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и статьи 8.2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе положительная практика других регионов (И.В. Карнакова, март 2023 года,);

- исполнения правоохранительными и иными уполномоченными органами обязанности по информированию кадровых подразделений о фактах несоблюдения государственными или муниципальным служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции; административной и исковой практики защиты прав, интересов общества и государства в сфере противодействия коррупции (М.С. Пепшина, июнь 2023 года);

- состояния законности и борьбы с преступлениями коррупционной направленности, правоприменительной практики, включая использование бюджетных средств в сферах жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности; профилактики коррупции и антикоррупционного просвещения; соблюдения должностными лицами установленных законодательством ограничений, запретов и обязанностей (И.В. Карнакова, сентябрь 2023 года);

- выявления нарушений законодательства о противодействии коррупции в отдельных сферах; результативности работы по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы правовых актов и ее совершенствования; планирования работы группы на 1 полугодие 2024 года (М.С. Пепшина, декабрь 2023 года).

Председатель КСП области Ирина Карнакова и аудитор Светлана Белякова приняли участие в заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов, в ходе которых обсуждались аспекты выполнения на территории области национальных проектов «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Демография», «Культура» (И.В. Карнакова, май 2023 года; С.В. Белякова, декабрь 2023 года) и обращалось внимание на необходимость принятия своевременных мер к пресечению фактов неэффективного использования бюджетных средств и предотвращению срыва запланированных мероприятий.

5.5.2 Взаимодействие с иными органами

В июле состоялась рабочая встреча председателя КСП Вологодской области Ирины Карнаковой и руководителя Управления Федерального казначейства по Вологодской области Анны Морозовой по обсуждению вопросов реализации контрольных полномочий возглавляемых ими органов, а также дальнейшего межведомственного взаимодействия.


Рабочая встреча председателя КСП Вологодской области И.В. Карнаковой и руководителя Управления Федерального казначейства по Вологодской области А.Ю. Морозовой, г.Вологда, июль 2023 г.

В ноябре инспекторы Палаты Сергей Бархотин и Оксана Котова приняли участие в онлайн-совещании Федерального казначейства, в ходе которого продемонстрирован ключевой функционал новой подсистемы «Мониторинг закупок» Единой информационной системы в сфере закупок и возможности ее применения в контрольной деятельности. Представлен потенциал цифровой платформы по конструированию различных аналитических отчетов о закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд по необходимым параметрам.

5.6 Организационные вопросы деятельности Палаты

Вопросы обеспечения деятельности и взаимодействия Палаты определены в разделе III плана работы КСП области на 2023 год, утвержденного решением коллегии от 30.12.2022 №98.

Постановлением Законодательного Собрания области от 26.04.2017 №173 «О структуре и штатной численности Контрольно-счетной палаты Вологодской области» установлена штатная численность КСП области в количестве 27 единиц, из них должностей государственной гражданской службы – 20 единиц.

В отчетном периоде состоялись следующие кадровые изменения: принята отставка аудитора КСП области А.И. Трофимова в связи с выходом на пенсию; на государственную должность аудитора Палаты назначен В.П. Лукин; приняты 2 работника на должности государственной гражданской службы.

По состоянию на 01.01.2024 штат Палаты укомплектован на 96,3%.

Все работники, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы имеют высшее профессиональное образование, соответствующее специфике выполняемой деятельности, 6 из них имеют 2 диплома о высшем образовании.

В 2023 году аттестацию прошли 9 государственных гражданских служащих Палаты, 4-м государственным гражданским служащим присвоен очередной классный чин; 9 работников прошли повышение квалификации по вопросам, связанным с исполнением должностных обязанностей. Кроме того, 1 аудитор и 1 инспектор Палаты прошли профессиональную переподготовку в Университете Минстроя ФГБУ «Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» по специальности «строительный эксперт».

В соответствии с графиком, утвержденным председателем Палаты, аудиторы, инспекторы и специалисты КСП области проходили онлайн-обучение по программам, размещенным на образовательной платформе Счетной палаты Российской Федерации education.portalkso.ru.

В течение 2023 года проводилась работа по актуализации организационного и методологического обеспечения деятельности и повышения системности и качества выполнения полномочий Палаты. Решениями коллегии КСП области:

- признаны утратившими силу Общие методические рекомендации по проведению финансово-экономической экспертизы государственных программ;

- утвержден Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение экспертизы государственных программ Вологодской области»;

- внесены изменения в стандарты внешнего государственного финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» и «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета».

Специалисты КСП области в 2023 году приняли участие в 55 заседаниях судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Вологодской области.

В отчетном периоде в Палату поступило 14 обращений граждан, которые рассмотрены в установленном законодательством порядке.

В течение года на рассмотрение в Палату поступили 18 проектов нормативных правовых актов области, 13 из которых согласованы без замечаний, на 5 проектов подготовлены заключения.

В целях обеспечения гласности и доступности информации о деятельности КСП области на официальном сайте Палаты и Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации регулярно публиковалась информация о контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности. В отчетном году размещен 261 информационный материал о функционировании органа внешнего государственного финансового контроля. Сайт КСП области посетили 8,7 тысяч пользователей сети Интернет. Посредством раздела сайта «Приемная» обеспечивается оперативная обратная связь с гражданами, которые имеют возможность направлять свои вопросы и предложения в адрес Палаты в электронном виде.

На официальных страницах в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» в сети Интернет в 2023 году размещен 121 информационный материал о деятельности КСП области.

В целях повышения эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП области проведена работа по сопровождению и обновлению имеющихся программных продуктов, частичная замена компьютерного оборудования и оргтехники. Аппарат Палаты обеспечен средствами вычислительной техники и связи. Организована работа с ресурсами информационной сети Интернет, электронной почтой и по обеспечению безопасности информационных ресурсов локально-вычислительной сети, использовались информационно-аналитические системы комплекса средств автоматизации контрольно-счетных органов Российской Федерации и мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий кроме сведений, размещаемых на официальных сайтах федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти на постоянной основе использовались следующие информационные системы.


Из вышеназванных ресурсов в отчетном году Палатой получен доступ к государственным информационным системам области:

- единой централизованной информационной системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности (ЕЦИС), содержащей электронные образы первичных документов бюджетного (бухгалтерского) учета органов исполнительной государственной власти и государственных учреждений области;

- «Модуль исполнения контрактов Вологодской области» (ГИС МИК ВО), в которой аккумулируются данные об исполнении контрактов государственных заказчиков региона;

- Единый государственный реестр недвижимости, содержащий информацию об основаниях прав владения или распоряжения имуществом.

В 2023 году осуществлялась подготовительная работа по подбору цифровой платформы организации деятельности Палаты и учета ее результатов, что позволит автоматизировать процессы планирования и учета контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, реализации их результатов и формирования итоговых данных о деятельности, а также обеспечить обработку и централизованное хранение информации.

Работа по поддержанию информационных технологий в Палате на должном уровне позволила в отчетном году:

- в полном объеме реализовать полномочия по выполнению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также проводить коллегии КСП области в режиме видеоконференцсвязи;

- осуществлять эффективное информационное взаимодействие с Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, контрольно-счетными органами регионов, контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области, Законодательным Собранием области и исполнительными органами региона.

6. Задачи Палаты на 2024 год

План работы на 2024 год сформирован на основе поручений Законодательного Собрания области, предложений временно исполняющего обязанности Губернатора области, запросов правоохранительных органов, предложения Счетной палаты Российской Федерации и с учетом риск-ориентированного подхода.

Важным направлением деятельности Палаты остается аудит национальных проектов, реализуемых на территории области, в том числе новых, анонсированных в Послании Президента в феврале текущего года. Основной задачей при его проведении станет выявление системных проблем, возникающих при исполнении проектов, и формирование рекомендаций, которые позволят нивелировать эти проблемы.

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий будет оценено исполнение национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Культура», «Демография», «Жилье и городская среда». КСП области является одним из участников аудита бюджетных процессов и деятельности государственных и муниципальных заказчиков, направленной на закупку работ (услуг) за счет субсидий на капитальные вложения при исполнении национальных проектов, проводимого по предложению Счетной палаты Российской Федерации.

В рамках контрольной деятельности планируется проведение проверок: осуществления полномочий главными администраторами доходов областного бюджета по управлению дебиторской задолженностью по доходам (с учетом реализации соответствующего поручения Президента России) и по администрированию доходов; использования средств бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов; обеспечения учета, содержания, списания и использования имущества казны области.

В ходе проверочной деятельности внимание также будет уделено вопросам расходования средств в сферах дорожного хозяйства, транспорта, социальной защиты населения, агропромышленного комплекса, земельных отношений.

Значительная часть контрольных мероприятий 2024 года пройдет в муниципальных образованиях области, два из них охватят аспекты использования всего комплекса межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета муниципальным образованиям. Продолжится практика проведения проверок, совместных с Департаментом финансов области.

В ходе экспертно-аналитической деятельности будут анализироваться проекты законов об областном бюджете и бюджете ТФОМС области, отчеты об их исполнении, иные проекты законов и нормативных правовых актов органов государственной власти области, государственные программы «Управление региональными финансами Вологодской области», «Информационное общество - Вологодская область», а также объемы и объекты незавершенного строительства, результаты аудита в сфере закупок.

Важнейшими задачами традиционно останутся повышение профессиональных компетенций специалистов и совершенствование методологического обеспечения реализации полномочий Палаты.

В числе приоритетных задач 2024 года – приобретение и внедрение в работу программного продукта для учета результатов деятельности Палаты.

КСП области продолжит деятельность в отделении Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, а также в комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне.

Для оказания организационной, правовой, информационной и методической помощи контрольно-счетным органам муниципальных образований области Палатой будет осуществляться сотрудничество с муниципальными органами внешнего финансового контроля как в рамках Союза МКСО, так и на уровне Совета контрольно-счетных органов области.

С целью содействия совершенствованию системы государственного управления сохранится практика конструктивного взаимодействия, в том числе обмена информацией, с органом внутреннего государственного финансового контроля области и контроля в сфере закупок – Департаментом финансов области и органом контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере региона – Управлением Федерального казначейства по Вологодской области, а также правоохранительными органами.

Приоритеты государственного аудита в настоящее время сосредоточены на профилактике возникновения нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств и имущества на всех этапах бюджетного процесса. Палата как важный и необходимый участник комплексной системы управления государственными финансами наряду с Правительством и Законодательным Собранием региона ориентирована прежде всего на решение задачи стабильного развития экономики, выполнение определенных в документах стратегического планирования области социальных и иных обязательств, нацеленных в конечном итоге на улучшение качества жизни граждан.




Возврат к списку

Введите логин и пароль: