Поиск:
Контрольно-счетная палата
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

20 Декабря 2013

Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты области Илья Булавин принял участие в заседании Совета представительных органов муниципальных образований области и выступил на тему организации внешнего финансового контроля на муниципальном уровне

В работе Совета, проведенного под руководством председателя Законодательного Собрания области Г.Е. Шевцова, участвовали депутаты Законодательного Собрания области, заместитель Губернатора области, начальник департамента финансов области, главы муниципальных образований области, руководители представительных органов муниципалитетов, председатели муниципальных контрольно-счетных органов.

В своем выступлении Илья Булавин отметил, что на уровне муниципальных районов и городских округов система внешнего финансового контроля сформирована полностью. Остановился на ряде вопросов работы контрольно-счетных органов (далее - КСО).

Во-первых, статус КСО. Статус юридического лица имеют 11 контрольно-счетных органов. В аппарате 17 представительных органов, созданы структурные подразделения, осуществляющие полномочия по внешнему финансовому контролю.

Во-вторых, численность КСО. Общая штатная численность специалистов сейчас составляет 86 человек, фактическая – 76 человек. Укомплектованность кадрами контрольно-счетных органов составляет 88%. Крайнее беспокойство вызывают 6 районов, где КСО состоит из 1 специалиста. Это Верховажский, Вытегорский, Кадуйский, Междуреченский, Сямженский и Усть-Кубинский районы.

В-третьих, передача полномочий от поселений. В подавляющем большинстве поселениями переданы контрольные полномочия на уровень района. В 8 муниципальных районах полномочия в нарушение Федерального закона № 6-ФЗ переданы частично. Фактически остальные полномочия, установленные федеральным законодательством, на уровне поселений не выполняются. Собственные КСО созданы в 2 поселениях - город Белозерск и пос. Кадуй.

В-четвертых, наделение КСО несвойственными полномочиями.

В Положениях о контрольно-счетных органах 4 муниципальных районов (Верховажский, Грязовецкий, Кичм-Городецкий и Тотемский) предусмотрены полномочия органов внутреннего финансового контроля, что не соответствует Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону № 6-ФЗ. В большинстве районов области Положения о КСО также не приведены в соответствие и с последними поправками в Бюджетный кодекс РФ.

Не способствует увеличению проверочной и аналитической работы сотрудников КСО участие в различных комиссиях и рабочих группах, не имеющих прямого отношения к полномочиям КСО (Белозерский, Вашкинский, Верховажский, Грязовецкий, Устюженский районы).

При подготовке к реализации Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе…» на КСО возлагаются полномочия, которые в соответствии с федеральным законодательством должны осуществляться исполнительными органами местного самоуправления и созданными ими органами внутреннего финансового контроля.

В-пятых, планирование работы КСО. Активность предложений для будущих проверок со стороны представительных органов достаточно низкая и не превышает 30% от планов КСО. Наибольшая активность депутатов к деятельности КСО в Вологодской Городской Думе, представительных органах Бабаевского, Вожегодского, Кичм-Городецкого, Никольского и Устюженского районов. В 16 районах инициативы по проверке доходов и расходов местных бюджетов со стороны представительного органа в текущем году полностью отсутствовали.

Далее заместитель председателя КСП области познакомил участников заседания Совета с некоторыми результатами деятельности КСО муниципальных образований области.

За 10 месяцев текущего года проведено 269 контрольных мероприятий, четверть из которых проведена по требованиям прокуратуры. Проверкой охвачено 384 объекта. Объем проверенных средств составил 13,7 млрд. рублей. Нарушений выявлено 2,8 млрд. рублей - это пятая часть, из которых восстановлено средств и устранено нарушений почти на 100 млн. рублей. Значительная часть нарушений выявлена по г. Вологде при проверке муниципальных гарантий. В целом в части эффективности работы КСП областной столицы является абсолютным лидером и примером для других КСО. Также результативная работа отмечается в КСО следующих муниципальных образований: города Череповца, Грязовецкого, Тотемского, Череповецкого, Кич-Городецкого, Бабушкинского, Тарногского, Великоустюгского районов.

Вместе с тем, существуют значительные резервы повышения эффективности работы КСО Никольского, Усть-Кубинского, Харовского и Кадуйского районов.

Экспертиза муниципальных правовых актов, в особенности проектов решений о бюджете, еще одно направление работы контрольно-счетных органов – это. Подготовлено 910 заключений. Наибольшая активность в экспертной работе отмечается в Вологодском районе, городе Вологде, Череповецком, Шекснинском, Бабушкинском, Грязовецком, Харовском и Сямженском районах. Установлены нарушения более чем 300 муниципальных правовых актов. Свыше 1 млрд. рублей финансовых нарушений выявлено на стадии экспертизы, из которых три четверти устранено. Фактически это сумма предотвращенного ущерба и возможных незаконных или нецелевых расходов. Такие итоги экспертизы наглядно показывают эффективность предварительного контроля и согласования наиболее важных муниципальных решений с КСО.

По результатам экспертизы и проверочных мероприятий принято почти 200 решений органов местного самоуправления. В правоохранительные органы направлено 134 материала, возбуждено 14 уголовных дел, 16 административных производств. К дисциплинарной ответственности привлечено 54 человека.

Илья Булавин обратил внимание муниципальных депутатов на очень важный организационный вопрос, связанный с экспертизой проектов местных бюджетов. Это совпадение сроков подготовки заключений на бюджеты одновременно у района и поселений. Фактически сотрудники КСО буквально в недельный срок вынуждены готовить заключения одновременно на десяток местных бюджетов. Заместитель председателя КСП области указал на необходимость решения вопроса по срокам подготовки заключений для повышения качества экспертизы проектов бюджетов.

Внимание участников заседания было обращено и к анализу типовых нарушений, выявляемых КСП области в муниципальных образованиях. Результаты проверок Контрольно-счетной палаты области в муниципальных образованиях свидетельствуют о значительных объемах выявляемых нарушений, которые существуют на местном уровне. Так благодаря комплексным контрольным мероприятиям в 5 районах области неналоговые доходы местных бюджетов были пополнены на общую сумму свыше 70 млн. рублей.

При проверках в муниципальных образованиях КСП области сталкивается с несколькими блоками нарушений действующего законодательства.

Во-первых, нарушения при формировании и исполнении бюджетов. Здесь наиболее часто встречаются факты игнорирования требований Бюджетного кодекса РФ, связанные с:

несоблюдением различных сроков бюджетного процесса;

определением порядков формирования, предоставления и расходования средств;

превышением различных ограничений;

несоответствием одинаковых бюджетных показателей в документах бюджетного процесса;

неотражением отдельных доходов, расходов и целевых показателей;

формированием ведомственной структуры расходов местного бюджета и использованием средств резервного фонда на непредусмотренные цели.

Во-вторых, неэффективное и нерезультативное использование бюджетных средств. Это возвращение в областной бюджет неиспользованных бюджетных ассигнований, предоставленных бюджету муниципального образования. Оплата пени за несвоевременный возврат бюджетных кредитов. Факты не достижения планируемых показателей и результатов целевых программ. Приобретаются земельные участки по цене выше рассчетно- обоснованной. Закупленное оборудование устанавливается несвоевременно, долго не эксплуатируется и не используется для удовлетворения спроса населения.

В-третьих, совместно с контрольно-счетными органами муниципалитетов выявляются недостатки при управлении и использовании имуществом. Среди них приобретение имущества в казну или исключение объекта недвижимости из Реестра имущества без соответствующего решения уполномоченного органа, не все имущество и земельные участки отражаются в Реестре, выявляются и расхождения между данными Реестра имущества и бюджетного учета. Кроме того, не своевременно оформляются документы по передаче во владение и пользование различного имущества, постановке его на учет.

В-четвертых, нарушения законодательства о закупках. Так контракты получателями бюджетных средств заключаются с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств. Изменяются условия муниципальных контрактов, определенных при размещении заказов, не соблюдаются сроки исполнения контрактов, продлеваются сроки завершения работ по контрактам без достаточных оснований. Кроме того, несвоевременно представляются сведения об исполнении (прекращении) муниципальных контрактов. Такие нарушения в этом году выявлены в каждом из проверенных районов области.

В муниципальных образованиях имеет место проблема не реализации права на предъявление неустойки исполнителям работ в случае невыполнения обязательств последними. Фактически – это источник пополнения бюджета и способ повысить эффективность проектов и программ, либо решить иные местные вопросы.

В-пятых, расходы на ремонтно-строительные работы. Здесь нарушения традиционны и характерны для всей области:

нарушение Правил предоставления и расходования субсидий;

завышение принятых и оплаченных работ;

двойная оплата работ подрядчикам;

приемка и оплата работ и материалов, не предусмотренных проектно-сметной документацией и требования заказчика.

Отдельные проблемы связаны с утверждением проектно-сметной документации, выдачей разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Следствием чего является необоснованное увеличение сметной стоимости объекта, срыв сроков реализации проектов и результатов целевых программ.

Очень часто строительные работы на объекте осуществляются без получения разрешения на строительство, что приводит к невозможности получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и регистрации на него права муниципальной собственности. А это уже порождает нарушения бюджетного законодательства, поскольку результатом бюджетных инвестиций должно стать увеличение стоимости государственного или муниципального имущества.

Продолжают повторяться нарушения при проверках вопросов оплаты труда работников бюджетной сферы. Начисляются выплаты и доплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляются выплаты без приказов, различных критериев и обоснований. Нарушаются Трудовой кодекс РФ, законы области, нормативные правовые акты области и муниципальных образований, локальные акты учреждений, трудовые договоры. Последняя проверка КСП области показала, что в Кадуйском районе помимо всех перечисленных нарушений имелась даже задолженность во внебюджетные фонды, а налог на доходы физических лиц перечислялся несвоевременно. То есть организация контроля соблюдения нормативных актов по оплате труда на местах крайне низкая.

Илья Булавин обратил внимание депутатов муниципальных представительных органов на решение указанных вопросов и рекомендовал обеспечить соблюдение законодательства о бюджетном процессе и внешнем финансовом контроле.

По итогам представленной информации председатель Законодательного Собрания области Г.Е. Шевцов дал поручения членам Совета – представителям муниципальных образований области в части увеличения штатной численности КСО, придания им статуса юридического лица в течение 2014 года, приведения в соответствие с федеральным законодательством Положений о КСО и решения оперативных вопросов деятельности КСО.


Возврат к списку