Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Осуществление контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области

УТВЕРЖДЕН
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты Вологодской области 
от 25 августа 2020 года №39
(приложение)

Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Осуществление контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области»

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Осуществление контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), законом Вологодской области от 12.07.2011 №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)).

1.2. Стандарт относится к группе «Специализированные стандарты» и применяется с учетом положений общего стандарта внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Вологодской области «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

1.3. Стандарт используется при реализации полномочия Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее — КСП области) по контролю за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области.

1.4. Целью Стандарта является конкретизация положений стандарта внешнего государственного финансового контроля КСП области «Общие правила проведения контрольного мероприятия» при осуществлении контроля использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области (далее - контроль использования межбюджетных трансфертов).

1.5. Задачами Стандарта являются:

-определение содержания, целей, задач, предмета и объектов контроля за использованием межбюджетных трансфертов;

-установление общих правил, требований и процедур при осуществлении контроля за использованием межбюджетных трансфертов.

1.6. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений коллегии КСП области.

2. Содержание, цели, задачи, предмет и объекты контроля за использованием межбюджетных трансфертов

2.1. Контроль за использованием межбюджетных трансфертов осуществляется в ходе проведения контрольных мероприятий (далее также мероприятия).

2.2. Целями контроля за использованием межбюджетных трансфертов, являются:

установление законности и результативности использования межбюджетных трансфертов;

соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов;

установление состояния финансовой и бюджетной дисциплины при использовании полученных межбюджетных трансфертов;

проверка деятельности органов местного самоуправления по получению и использованию межбюджетных трансфертов.

2.3. В ходе и по результатам контроля использования межбюджетных трансфертов, в зависимости от поставленной цели и объекта проведения мероприятия, решаются следующие задачи:

проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих порядок предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта;

проверка исполнения условий, обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта;

оценка реальной потребности муниципальных образований в соответствующих объемах межбюджетных трансфертов из областного бюджета и достоверности показателей, на основании которых рассчитываются объемы и виды межбюджетных трансфертов;

проверка правомерности и целевого использования полученных средств межбюджетных трансфертов, достоверности отчетности об их использовании;

анализ соответствия законодательству Российской Федерации и Вологодской области муниципальных правовых актов, регламентирующих исполнение расходов местного бюджета полностью или частично за счет средств, полученных из областного бюджета в виде межбюджетных трансфертов;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства Вологодской области в сфере межбюджетных отношений.

2.4. При организации контроля за использованием межбюджетных трансфертов могут быть предусмотрены дополнительные задачи.

2.5. Предметом контроля за использованием межбюджетных трансфертов   является процесс предоставления и использования межбюджетных трансфертов, выделения и использования средств местного бюджета на выполнение соответствующего расходного обязательства (в случаях, когда выделение средств местного бюджета является одним из условий получения межбюджетных трансфертов из областного бюджета), а также деятельность органов местного самоуправления по получению и использованию данных средств.

2.6. Объектами контроля за использованием межбюджетных трансфертов являются органы и организации, указанные в статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.7. Положения Стандарта применяются к осуществлению контроля в отношении следующих видов межбюджетных трансфертов:

дотации бюджетам муниципальных образований области (далее - дотации);

субсидии бюджетам муниципальных образований области (далее - субсидии);

субвенции бюджетам муниципальных образований области (далее - субвенции);

иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые бюджетам муниципальных образований области (далее – иные межбюджетные трансферты).

3. Общие правила, требования и процедуры при осуществлении контроля за использованием межбюджетных трансфертов

3.1. Организация мероприятия по контролю использования межбюджетных трансфертов, включает три этапа подготовительный, основной и заключительный.

3.2. На подготовительном этапе мероприятия осуществляется предварительное изучение предмета и объектов контроля.

3.3. Предварительное изучение проводится посредством сбора информации и документов для получения знаний о предмете и объектах контроля в объеме, достаточном для подготовки программы проведения мероприятия.

3.4. В процессе предварительного изучения предмета и объектов контроля и их специфики исследуются:

нормативно-правовая база, регламентирующая систему межбюджетных отношений;

объемы бюджетных ассигнований и направления использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, согласно закону области об областном бюджете;

государственные и муниципальные программы, в рамках которых осуществлены расходы соответствующего бюджета;

порядки и условия предоставления межбюджетных трансфертов, методики оценки эффективности использования бюджетных средств (при наличии);

решения органа местного самоуправления об утверждении бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год, а также об утверждении отчета об исполнении бюджета за отчетный год;

принятые муниципальные правовые акты по организации бюджетного процесса, использованию межбюджетных трансфертов, соблюдению условий получения межбюджетных трансфертов;

порядки предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам с использованием средств межбюджетных трансфертов;

порядки формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, в случае направления средств межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;

порядки осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, в случае направления средств межбюджетных трансфертов на осуществление бюджетных инвестиций;

результаты внутреннего и внешнего финансового контроля за исполнением местного бюджета;

иная информация о предмете и объектах контроля, полученная из открытых источников (правовых электронных баз, интернет-сайтов территориального органа государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Департамента финансов Вологодской области, иных государственных органов, средств массовой информации и др.).

3.5. В случае недостаточности информации, полученной из открытых источников, в территориальные органы федеральных органов государственной власти, органы исполнительной государственной власти Вологодской области направляются запросы КСП области об исходных показателях, используемых для расчетов объемов межбюджетных трансфертов соответствующему муниципальному образованию, о видах, объемах и сроках перечисления межбюджетных трансфертов в местный бюджет, об отчетности муниципального образования по использованию межбюджетных трансфертов, о результатах контроля со стороны органов исполнительной государственной власти Вологодской области и иных контрольных органов.

3.6. На основании анализа полученной информации и документов осуществляется разработка и утверждение программы мероприятия.

3.7. Основной этап проведения мероприятия по проверке использования межбюджетных трансфертов заключается в осуществлении контрольных действий на объекте (объектах) контроля, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с требованиями, установленными стандартом внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

3.8. При проверке предоставления (расходования) дотаций должностными лицами КСП области осуществляются следующие контрольные действия:

а) подтверждение (оценка) соответствия доведенных объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, финансирования на предоставление дотаций объемам, предусмотренным на соответствующий финансовый год:

законом области об областном бюджете;

сводной бюджетной росписью областного бюджета;

бюджетной росписью главного распорядителя (распорядителя) средств областного бюджета;

б) проверка обоснованности предоставления и правильности распределения дотаций в соответствии законом области «О межбюджетных трансфертах Вологодской области» и соответствующими актами Правительства Вологодской области;

в) подтверждение (оценка) соответствия положений соглашения, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов требованиям к указанным соглашениям, установленным в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правительством области;

г) подтверждение (оценка) соблюдения порядка внесения изменений в сводную бюджетную роспись местного бюджета в части увеличения расходов, источником финансового обеспечения которых являются дотации;

д) подтверждение (оценка) соблюдения обязательств, установленных соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов;

г) подтверждение (оценка) правомерности использования дотаций.

3.9. При проверке предоставления главными администраторами (администраторами) средств областного бюджета субсидии должностными лицами КСП области осуществляются следующие контрольные действия:

а) подтверждение (оценка) соответствия доведенных объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, финансирования на предоставление субсидий объемам, предусмотренным на соответствующий финансовый год:

законом области об областном бюджете;

сводной бюджетной росписью областного бюджета;

бюджетной росписью главного распорядителя (распорядителя) средств областного бюджета;

государственной программой Вологодской области;

б) подтверждение (оценка) соответствия объема субсидии, указанного в соглашении о предоставлении субсидии, объему, предусмотренному в законе области об областном на соответствующий финансовый год или в акте Правительства Вологодской области об утверждении распределения субсидий между бюджетами муниципальных образований области на соответствующий финансовый год (в отношении субсидий, не распределенных законом области об областном бюджете).

При наличии расхождений в объемах бюджетных средств, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, должностным лицам КСП области необходимо выяснить причины, обусловившие несоответствие показателей;

в) подтверждение (оценка) соответствия положений соглашения о предоставлении субсидии общим требованиям к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета, правилам предоставления и распределения субсидий из областного бюджета в отношении каждого вида субсидий, утвержденным актами Правительства Вологодской области в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - правила предоставления субсидий), а также типовой форме соглашения, утвержденной Департаментом финансов Вологодской области и (или) в случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства области по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - типовая форма соглашения);

г) подтверждение (оценка) соблюдения порядка и (или) условий предоставления субсидий, установленных правилами предоставления субсидий и соглашением о предоставлении субсидии, к которым в том числе относятся:

наличие документов, подтверждающих выполнение муниципальным образованием области условий предоставления субсидии;

соблюдение уровня софинансирования расходных обязательств муниципального образования из областного бюджета;

соблюдение сроков перечисления субсидии, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии;

д) подтверждение (оценка) выполнения обязательств, предусмотренных правилами предоставления субсидий и соглашением о предоставлении субсидии, включая:

соблюдение муниципальным образованием области условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии;

оценку результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии, с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных государственной (муниципальной) программой, соглашением о предоставлении субсидии и (или) правилами предоставления субсидий;

расчет объема средств, подлежащего возврату в областной бюджет в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидии и направление муниципальному образованию требования о возврате средств в областной бюджет в указанном объеме;

е) подтверждение (оценка) соблюдения сроков и порядка принятия решения о наличии (об отсутствии) потребности в неиспользованном по состоянию на 1 января соответствующего финансового года остатке субсидии и использовании указанных средств в очередном финансовом году на цели, соответствующие целям их предоставления;

ж) подтверждение (оценка) соблюдения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при составлении бюджетной росписи главного распорядителя средств областного бюджета, формировании расходных расписаний и платежных документов на перечисление субсидий.

3.10. При проверке использования финансовыми органами, главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств местных бюджетов субсидий должностными лицами КСП области осуществляются следующие контрольные действия:

а) подтверждение (оценка) соблюдения порядка внесения изменений в сводную бюджетную роспись местного бюджета в части увеличения расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

б) подтверждение (оценка) соблюдения целевого использования субсидии путем сопоставления целевого назначения субсидии, предусмотренного правилами предоставления субсидий и соглашением о предоставлении субсидии, с целями расходования субсидии, установленными в договорах, соглашениях, муниципальных контрактах, заключенных в целях исполнения расходных муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, с учетом их фактического выполнения;

в) подтверждение (оценка) соблюдения условий предоставления (расходования) субсидий, установленных правилами предоставления субсидий и соглашением о предоставлении субсидии, к которым в том числе относятся:

наличие перечня мероприятий, утвержденного муниципальным правовым актом, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии (в отношении субсидий на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности - наличие перечня объектов муниципальной собственности, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии);

наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта муниципального образования, софинансирование которого осуществляется за счет субсидии, и порядка определения указанных ассигнований;

возврат муниципальным образованием средств в областной в случае недостижения значений показателей результативности использования субсидий и (или) несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов государственной (муниципальной) собственности;

г) подтверждение (оценка) соблюдения порядка предоставления (расходования) субсидии, установленного правилами предоставления субсидий и соглашением о предоставлении субсидии, в том числе:

порядка представления документов, подтверждающих выполнение муниципальным образованием условий предоставления субсидии;

порядка представления документов, связанных с исполнением расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии, необходимых для перечисления субсидии в бюджет муниципального образования области;

д) подтверждение (оценка) выполнения обязательств, предусмотренных правилами предоставления субсидий и соглашением о предоставлении субсидии, в том числе:

обязательств по достижению значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии;

обязательств по исполнению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов муниципальной собственности;

обязательств о согласовании с субъектом бюджетного планирования в случаях, предусмотренных федеральными законами, муниципальной программы и вносимых в нее изменений, которые влекут изменения объемов финансового обеспечения и (или) показателей результативности муниципальной программы и (или) изменение состава мероприятий указанной программы, в целях софинансирования которой предоставлены субсидии;

обязательств о представлении отчетов в сроки и порядке, установленных правилами предоставления субсидий, соглашением о предоставлении субсидии;

обязательств о возврате в областной бюджет не использованного по состоянию на 1 января соответствующего финансового года остатка субсидии в сроки и порядке, установленных правилами предоставления субсидий, соглашением о предоставлении субсидии;

е) подтверждение (оценка) соблюдения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при составлении сводной бюджетной росписи местного бюджета, бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, платежных документов на перечисление субсидий;

ж) подтверждение (оценка) соблюдения положений законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при исполнении расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии.

3.11. При проверке предоставления и (или) использования субвенций или иных межбюджетных трансфертов контрольные действия осуществляются на основе положений, указанных в подпунктах 3.9 – 3.10 Стандарта, с учетом целей, условий и порядка предоставления и (или) использования указанных средств, предусмотренных в правовых актах, устанавливающих правила предоставления и распределения субвенций или иных межбюджетных трансфертов.

3.12. В случае выявления в ходе проверки нарушений содержащих признаки административных правонарушений должностными лицами КСП области возбуждается производство по делу об административном правонарушении.

В случае выявления признаков административных правонарушений, относящихся к компетенции другого органа (должностного лица), такие материалы направляются в указанный орган для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

3.13. На заключительном этапе мероприятия по проверке использования межбюджетных трансфертов составляется отчет о результатах контрольного мероприятия. Выявленные по результатам контрольного мероприятия нарушения и недостатки, которые подлежат устранению объектами контроля, отражаются в представлениях (предписаниях), направляемых объектам контроля и содержащих требования об устранении таких нарушений. При наличии оснований осуществляется подготовка информационных писем и обращений КСП области в правоохранительные органы.

3.14. В случае выявления в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений, за совершение которых предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, должностные лица КСП области в порядке, установленном стандартом внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» направляют в Департамент финансов Вологодской области уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

3.15. Контроль за реализацией результатов контрольного мероприятия по проверке использования межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с порядком, установленным в стандарте внешнего государственного финансового контроля КСП области «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».