Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Проведение экспертизы проекта закона области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на очередной финансовый год и на плановый период

Утвержден решением коллегии
Контрольно-счетной палаты Вологодской области
от 11 декабря 2017 года №54 (приложение)
(в ред. решения коллегии КСП от 20.04.2018 №15)

Стандарт внешнего государственного финансового контроля

«Проведение экспертизы проекта закона области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на очередной финансовый год и на плановый период»

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение экспертизы проекта закона области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на очередной финансовый год и на плановый период» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011  № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Законом Вологодской области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17.10.201 № 47К (993)), внутренними документами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – КСП области).

1.2. Стандарт предназначен для использования сотрудниками КСП области при организации и проведении экспертизы проекта закона области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на очередной финансовый год и плановый период (далее – проект закона о бюджете ТФОМС) и подготовки заключения КСП области на проект закона о бюджете ТФОМС.

1.3. Целью Стандарта является установление общих правил, характеристик принципов и процедур проведения КСП области экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС и оформления результатов экспертизы.

1.4. Задачами Стандарта являются:

- установление общих требований (подходов) к содержанию экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС;

- определение основных этапов и процедур проведения экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС;

- установление основных требований к оформлению результатов экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС.

1.5. Решения по вопросам организации и проведения оперативного контроля, не урегулированным настоящим Стандартом, принимаются в порядке, установленном КСП области.

2. Содержание экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС

2.1. Экспертиза проекта закона о бюджете ТФОМС является экспертно-аналитическим мероприятием.

2.2. Целью экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС является установление соответствия проекта закона о бюджете ТФОМС положениям законодательства Российской Федерации, Вологодской области, а также определение обоснованности показателей проекта закона о бюджете ТФОМС.

2.3. Задачами экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС являются:

1) установление соответствия проекта закона о бюджете ТФОМС, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Законодательное Собрание Вологодской области, положениям:

- Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения»;

- Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования»;

- закона Вологодской области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области» (далее – закон области о бюджетном процессе);

- указаний Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

- указаний Департамента финансов Вологодской области об установлении, детализации и определении порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету области и бюджету ТФОМС;

- приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 227 «О Порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»;

- иных нормативных правовых актов (при необходимости);

2) оценка соответствия проекта закона о бюджете ТФОМС основным целям и задачам социально-экономической политики, определенным в посланиях Президента Российской Федерации, программных документах Российской Федерации и Вологодской области в сфере обязательного медицинского страхования;

3) оценка обоснованности показателей, содержащихся в проекте закона о бюджете ТФОМС с учетом прогноза социально-экономического развития Вологодской области.

2.4. Предметом экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС является проект закона области о бюджете ТФОМС, а также документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Законодательное Собрание Вологодской области.

2.5. Объектом экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС является Территориальный Фонд ОМС.

2.6. Информационной базой для экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС являются:

- нормативные правовые акты Российской Федерации, Вологодской области, регулирующие бюджетные правоотношения;

- нормативные правовые акты Российской Федерации, Вологодской области в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования;

- проект федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период;

- закон Вологодской области о бюджете ТФОМС на текущий финансовый год и плановый период;

- проект закона Вологодской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

- документы и материалы, представляемые одновременно с проектом закона области о бюджете ТФОМС;

- послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

- программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации или ее проект;

- территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Вологодской области медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период (при наличии) или ее проект;

- государственная программа Вологодской области, направленная на развитие здравоохранения;

- прогноз социально-экономического развития Вологодской области на очередной финансовый год и на плановый период;

- материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП области;

- данные внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС за отчетный финансовый год и анализа бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности ТФОМС за отчетный финансовый год;

- сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики;

- сведения, получаемые КСП области из общедоступных источников;

- иные документы и материалы (при необходимости).

3. Организация и проведение экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС.

3.1. Сроки проведения экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС устанавливаются внутренним организационно-распорядительным документом КСП области с учетом требований статьи 35 закона области о бюджетном процессе.

3.2. Организация и проведение экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС осуществляется в несколько этапов:

I этап – подготовительный этап;

II этап – основной этап;

III этап – заключительный этап.

3.3. На подготовительном этапе экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС осуществляется:

- изучение нормативных правовых актов, регулирующих формирование доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета ТФОМС;

- изучение посланий Президента Российской Федерации;

- подготовка запросов в ТФОМС, в Департамент здравоохранения Вологодской области (при необходимости).

3.4. В рамках основного этапа проводится экспертиза проекта бюджета ТФОМС, в ходе которой проверяется соответствие документа требованиям бюджетного законодательства, проводится анализ и оценка:

- доходов бюджета ТФОМС;

- расходов бюджета ТФОМС;

- сбалансированности бюджета ТФОМС;

- источников финансирования дефицита бюджета ТФОМС.

Также в ходе экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС необходимо проанализировать документ на предмет его соответствия целевым ориентирам, установленным в Посланиях Президента Российской Федерации, а также в основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

3.4.1. При оценке соответствия проекта закона о бюджете ТФОМС требованиям бюджетного законодательства проверяется соблюдение:

а) сроков представления проекта закона о бюджете ТФОМС в Законодательное Собрание Вологодской области и комплектности документов и материалов, представленных одновременно с проектом закона о бюджете ТФОМС, определенных законом области о бюджетном процессе;

б) требований к основным характеристикам и составу показателей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом области о бюджетном процессе.

в) соответствия  текстовых статей проекта закона о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и на плановый период положениям бюджетного законодательства и законодательства в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования;

г) принципов бюджетной системы Российской Федерации.

3.4.2. Анализ и оценка доходов бюджета ТФОМС предусматривают:

- оценку на предмет соответствия предусмотренных в проекте закона о бюджете ТФОМС доходных источников требованиям бюджетного законодательства и законодательства в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования;

- анализ и оценку обоснованности предусмотренных в проекте закона о бюджете ТФОМС объемов доходов, исходя из нормативной базы их формирования, методов их прогнозирования (нормативный метод, метод индексации, плановый метод) с учетом положений пояснительной записки и финансово-экономического обоснования;

- проверку соответствия отраженных в проекте закона о бюджете ТФОМС показателей объемов безвозмездных поступлений из бюджета Вологодской области (при наличии) показателям объемов межбюджетных трансфертов, предусмотренных в проекте закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период для предоставления бюджету ТФОМС. В случае выявления расхождений необходимо провести анализ причин выявленных расхождений;

- проверку соответствия отраженных в проекте закона о бюджете ТФОМС показателей объемов безвозмездных поступлений из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования показателям объемов межбюджетных трансфертов, предусмотренных для Вологодской области в проекте федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период. В случае выявления расхождений необходимо провести анализ причин их обусловивших;

- проверку соответствия наименований и кодов доходов, предусмотренных в проекте закона о бюджете ТФОМС, классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

3.4.3. Анализ и оценка расходов бюджета ТФОМС предусматривают:

- проверку соблюдения в наименованиях и кодах расходов, предусмотренных в проекте закона о бюджете ТФОМС, указаний Департамента финансов Вологодской области о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, в части, относящейся к бюджету ТФОМС;

- оценку на предмет соответствия расходов проекта закона о бюджете ТФОМС целям и задачам, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации, Вологодской области по обязательному медицинскому страхованию;

- оценку на предмет соответствия расходов на содержание органов управления территориальных фондов нормативам расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций, согласованным Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования;

- анализ структуры расходной части проекта закона о бюджете ТФОМС;

- оценку обоснованности объемов расходов бюджета ТФОМС, исходя из нормативной базы их формирования, методов их планирования (нормативный метод, метод индексации, плановый метод, иной метод) с учетом положений пояснительной записки и финансово-экономического обоснования;

- оценку на предмет соответствия нормативов объемов медицинской помощи, нормативов финансовых затрат, подушевых нормативов финансирования, установленных территориальной программой государственных гарантий Вологодской области, соответствующим нормативам федеральной программы государственных гарантий.

В ходе оценки обоснованности расходов ТФОМС на реализацию мероприятий Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на очередной финансовый год и на плановый период (далее – Территориальная программа госгарантий) анализируется соответствие нормативов объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой госгарантий, соответствующим федеральным нормативам в части средств обязательного медицинского страхования;

3.4.4. Анализ сбалансированности проекта бюджета предусматривают:

- проверку на предмет соответствия источников внутреннего финансирования дефицита проекта закона о бюджете ТФОМС бюджетному законодательству;

- проверку соответствия наименований и кодов источников финансирования дефицита бюджета, предусмотренных в проекте бюджета ТФОМС, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

- оценку достоверности объемов, планируемых к привлечению из источников внутреннего финансирования дефицита бюджета ТФОМС.

3.4.5 Анализ текстовых статей включает:

- проверку соблюдения требований к размеру нормированного страхового запаса ТФОМС и правильности установления направлений его использования;

- проверку соблюдения размера устанавливаемого норматива на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций требованиям Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

- проверку соответствия установления особенностей исполнения бюджета ТФОМС пункту 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающему случаи внесения изменений в сводную бюджетную роспись ТФОМС без внесения изменений в закон о бюджете ТФОМС.

3.5. На заключительном этапе экспертизы проекта бюджета ТФОМС осуществляется подготовка и утверждение заключения КСП области по результатам экспертизы проекта бюджета ТФОМС и направление его в Законодательное Собрание Вологодской области и Правительство Вологодской области.

4. Оформление результатов экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС

4.1.  Подготовка заключения осуществляется в соответствии с внутренним организационно-распорядительным документом КСП области.

4.2. В заключении может содержаться следующая информация:

- о правовых основаниях проведения экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС и подготовки заключения;

- об особенностях формирования проекта закона о бюджете ТФОМС (при наличии);

- об установленных нарушениях при формировании проекта закона о бюджете ТФОМС требований, установленных бюджетным законодательством (в том числе сроков внесения на рассмотрение в Законодательное Собрание Вологодской области, комплектности документов и материалов, представленных одновременно с проектом закона о бюджете ТФОМС, соответствия текстовых статей бюджета ТФОМС и приложений к нему);

- об установленных нарушениях требований Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (утв. приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 227) в части размера и целей использования нормированного страхового запаса ТФОМС;

- об установленных нарушениях требований Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части размера норматива расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;

- о формировании проекта закона о бюджете ТФОМС с учетом / без учета указаний Министерства финансов Российской Федерации, Департамента финансов Вологодской области о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

- о соответствии состава доходов бюджета ТФОМС требованиям бюджетного законодательства, Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

- об идентичности показателя объема поступлений из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, отраженного в проекте закона о бюджете ТФОМС, соответствующему показателю, предусмотренному для Вологодской области в проекте федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период;

- об идентичности показателя объема поступлений из бюджета области (при наличии), отраженного в проекте закона о бюджете ТФОМС, соответствующему показателю, предусмотренному для ТФОМС в проекте закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

- о соответствии состава расходов бюджета ТФОМС требованиям бюджетного законодательства, Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

- о сбалансированности проекта закона о бюджете ТФОМС;

- о соответствии состава источников внутреннего финансирования дефицита бюджета ТФОМС нормам бюджетного законодательства;

- выводы и рекомендации.

При необходимости Заключение может содержать приложения.

Примерная структура Заключения представлена в Приложении к Стандарту.

4.3. Заключение не может содержать политических оценок решений, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти области.

4.4. При выявлении в ходе проведения экспертизы проекта закона о бюджете ТФОМС нарушений положений законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Вологодской области они должны быть отражены в заключении (с указанием существа нарушения и ссылкой на нормативный правовой акт).

4.5. При наличии в проекте закона о бюджете ТФОМС недостатков редакционного, технического и иного характера, они также отражаются в заключении.

4.6. Заключение КСП области на проект закона о бюджете ТФОМС подписывается аудитором, ответственным за его подготовку, и утверждается коллегией КСП области, с учетом сроков его направления в Законодательное Собрание Вологодской области и Правительство Вологодской области, установленных законом области о бюджетном процессе.
(в ред. решения коллегии КСП от 20.04.2018 №15)


Приложение к Стандарту

Примерная структура заключения о результатах экспертизы проекта закона о бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования

1. Общие положения.

2. Основные характеристики проекта закона о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период:

2.1. Структурные особенности проекта закона о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период;

2.2. Анализ соответствия проекта закона о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период целям и задачам, определенным в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики Российской Федерации), указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, программных документах Вологодской области, а также Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам Вологодской области.

3. Доходы, предусмотренные в проекте закона о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период.

4. Расходы, предусмотренные в проекте закона о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период, в том числе на выполнение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период.

5. Дефицит бюджета, предусмотренный в проекте закона о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период, и источники его финансирования.

6. Анализ текстовых статей проекта закона о бюджете ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период.

7. Выводы и предложения (адресные предложения по устранению выявленных недостатков).