Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Проведение и оформление результатов финансового аудита

УТВЕРЖДЕН
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты Вологодской области
от «02» июля 2015 года №36

Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение и оформление результатов финансового аудита»

(Опубликован в газете "Красный Север" №74(27487) от 11.07.2015)

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Вологодской области «Проведение и оформление результатов финансового аудита» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)).

1.2. Целью Стандарта является определение содержания, единых требований к организации и проведению финансового аудита Контрольно-счетной палатой Вологодской области (далее – КСП области).

1.3. Задачей Стандарта является установление правил и процедур подготовки, проведения и оформления результатов финансового аудита, проводимого КСП области.

1.4. Положения Стандарта применяются при проведении контрольных мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств областного бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственной собственности области, а также в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, - средств местных бюджетов муниципальных образований Вологодской области и муниципального имущества (далее – бюджетные средства и имущество).

1.5. Объектами финансового аудита являются органы и организации, указанные в части 2 статьи 8 закона Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – объекты контроля).

2. Содержание финансового аудита

2.1. Финансовый аудит предполагает проведение документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования бюджетных средств в пределах компетенции КСП области, проверок финансовой и иной деятельности объектов контроля.

Сущность финансового аудита заключается в проведении проверок операций с бюджетными средствами и имуществом, а также их учета и отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности (далее – финансовая отчетность) в целях установления соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации, Вологодской области, муниципальным правовым актам.

2.2. К финансовому аудиту относятся контрольные мероприятия, целями проведения которых являются определение:

- правильности ведения и полноты отражения объектом контроля в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с бюджетными средствами и имуществом;

- достоверности финансовой отчетности объекта контроля об использовании бюджетных средств;

- соответствия использования объектом контроля бюджетных средств и имущества, а также его финансово-хозяйственной деятельности нормативным правовым актам Российской Федерации, Вологодской области, муниципальным правовым актам.

2.3. При проведении финансового аудита проверяются документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность главных администраторов (администраторов) доходов и источников финансирования дефицита бюджета, главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений, прочих юридических лиц – получателей субсидий из указанных источников, а также их финансовая (бухгалтерская), статистическая и иная отчетность, отражающая использование бюджетных средств.

2.4. Финансовый аудит осуществляется посредством проведения контрольного мероприятия, включающего подготовительный, основной и заключительный этапы.

3. Подготовительный этап финансового аудита

3.1. На подготовительном этапе финансового аудита осуществляется предварительное изучение темы и объектов контроля.

3.2. В ходе подготовительного этапа финансового аудита необходимо изучить нормативные правовые акты Российской Федерации, Вологодской области, муниципального образования, регулирующие порядок ведения учета и подготовки отчетности, а также регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.

3.3. Для выбора целей финансового аудита, в том числе, необходимо:

- получить необходимую информацию об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита объектами контроля, а также сведения о результатах предыдущих контрольных мероприятий, проведённых органами внешнего и государственного (муниципального) финансового контроля и сведения об устранении выявленных нарушений и недостатков (по возможности);

- проанализировать результаты проведенных ранее контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, касающихся деятельности объекта контроля;

- оценить возможные бюджетные риски в деятельности объекта контроля;

- определить уровень существенности проблемных вопросов.

По результатам указанной работы в соответствии с выбранными целями и вопросами определяются содержание, объем и сроки проведения контрольных процедур на объектах контроля и в установленном порядке составляется программа контрольного мероприятия.

4. Проведение финансового аудита

Процесс проведения финансового аудита в зависимости от целей и вопросов его программы может включать в себя проверку учетной политики, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, соблюдения нормативных правовых актов.

В ходе указанных проверок проводится оценка системы и результатов внутреннего контроля и внутреннего аудита объекта контроля, которая с учетом иной информации используется для выявления факторов, влияющих на риск существенных искажений, недостатков и нарушений.

4.1. Проверка учетной политики

4.1.1. Целью проверки учетной политики является определение ее соответствия требованиям нормативных правовых актов и специфике деятельности объекта контроля, а также ее влияния на достоверность данных бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.

4.1.2. В ходе проверки должны быть установлены:

наличие у объекта контроля учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета;

соответствие порядка утверждения учетной политики и ее осуществления требованиям нормативных правовых актов, в том числе своевременность утверждения учетной политики;

полнота и соответствие положений учетной политики специфике деятельности объекта контроля;

утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета и форм первичных учетных документов, применяемых для оформления финансово-хозяйственных операций;

утверждение и выполнение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств объекта контроля;

утверждение и выполнение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

- утверждение и выполнение порядка отражения в учете событий после отчетной даты;

соблюдение порядка контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета;

обоснованность внесения изменений в учетную политику.

4.1.3. При проведении проверки учетной политики следует также определить соответствие:

элементов (структуры) учетной политики положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (инструкции по бюджетному учету);

выбранных методов учета нормативно закрепленному перечню;

фактически применяемых методов учета и внутреннего финансового контроля особенностям финансовых и хозяйственных операций, целям и способам, закрепленным в учетной политике;

способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, применяемых объектом контроля, способам, установленным его учетной политикой.

При проведении проверок хозяйствующих субъектов особое внимание следует уделить вопросам отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с бюджетными средствами.

4.1.4. При выявлении изменений в учетной политике должно быть установлено их соответствие приказам (распоряжениям) руководителя объекта контроля с учетом того, что эти изменения могут иметь место в случаях:

изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету;

разработки или выбора способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета;

существенного изменения условий деятельности контроля (реорганизации, изменения видов деятельности и т. п.).

4.2. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

4.2.1. При проведении проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета следует проверить:

- правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций, соответствие критерию законности, принципу целевого характера бюджетных средств;

- правильность отражения операций с бюджетными средствами в регистрах бухгалтерского учета;

- отражение финансовых и хозяйственных операций (по доходам и расходам) и фактов хозяйственной деятельности именно в тех учетных периодах, когда они имели место, а также документальное оформление указанных операций;

- соответствие раскрытия, классификации и описания элементов учета положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных нормативных правовых документов в области бухгалтерского (бюджетного) учета, а также учетной политике объекта контроля.

4.2.2. Если объект контроля ведет компьютерную обработку данных, то необходимо убедиться в том, что:

- используемая бухгалтерская программа имеет лицензию;

- данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения;

- разработанные объектом контроля механизированные формы первичных документов и регистров учета соответствуют требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете».

4.3. Проверка достоверности финансовой отчетности

4.3.1. Под достоверностью финансовой отчетности понимается степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении объекта контроля и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Отчетность является достоверной, если по результатам проверки установлено, что она содержит информацию обо всех фактах хозяйственной жизни, которые подтверждены соответствующими первичными документами, а также составлена в соответствии с правилами, которые установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности в Российской Федерации.

4.3.2. При проведении проверки финансовой отчетности могут быть выявлены условия или события, приведшие к ее существенным искажениям, которые поставят под сомнение достоверность данной отчетности.

При этом нужно учитывать, что в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности могут быть ошибки и нарушения, которые остались не выявленными по следующим причинам:

применение выборочных методов проверки, что не позволяет выявить искажения в полной мере;

неэффективная работа системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля или аудита, не исключающая ошибок;

наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

4.3.3. При проверке достоверности финансовой отчетности следует проверить, отвечает ли она следующим установленным требованиям:

целостность – включение данных о всех финансовых и хозяйственных операциях;

последовательность – содержание и формы отчетности не изменялись без законных оснований в последующие отчетные периоды;

сопоставимость – наличие данных по каждому показателю не менее чем за два года - предыдущий и отчетный.

4.3.4. Для подтверждения достоверности отчетности необходимо определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверялись и документально подтверждены их наличие, состояние и оценка.

4.3.5. В ходе проверки следует получить достаточные доказательства того, что отчетность объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность, имущество и обязательства объекта контроля.

4.4. Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов

4.4.1. При проведении финансового аудита осуществляется проверка соответствия использования объектом контроля государственных (муниципальных) средств, государственного имущества, а также его финансово-хозяйственной деятельности нормативным правовым актам Российской Федерации, Вологодской области, муниципальным правовым актам.

4.4.2. Проверка соблюдения нормативных правовых актов проводится в соответствии со Стандартом внешнего государственного финансового контроля КСП области «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

4.5. Анализ системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных администраторов бюджетных средств

4.5.1. В ходе проведения финансового аудита, объектами которого являются главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, анализируется состояние внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, которые должны осуществляться вышеперечисленными объектами контроля в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ и другими нормативными правовыми актами.

4.5.2. В ходе проверки необходимо определить, в какой мере система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита объекта контроля выполняет свою основную задачу по обеспечению законности использования бюджетных средств и достоверности бюджетной отчетности.

В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита объекта контроля возможно скорректировать в соответствующую сторону содержание и объем контрольных процедур, необходимых для достижения целей контрольного мероприятия.

4.5.3. По результатам анализа в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ осуществляется подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита.

5. Оформление результатов финансового аудита

5.1. Подготовка и оформление результатов финансового аудита проводится на его заключительном этапе в соответствии со Стандартом внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Вологодской области «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

5.2. Должностным лицам объекта контроля следует предоставить возможность исправить в период проверки то, что можно исправить в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности. В акте проверки и отчете о результатах контрольного мероприятия такие нарушения и недостатки отражаются с указанием принятых мер.

5.3. В отчете о результатах контрольного мероприятия, включающего финансовый аудит, наряду с другими результатами проверки, фиксируется, насколько состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности отвечает требованиям законодательства, дается оценка соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств. При необходимости формулируются предложения по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.