Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Оперативный контроль исполнения закона области об областном бюджете на текущий финансовый год

Утвержден
решением коллегии
 Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от «09» сентября 2015 года №41
(в ред. решений коллегии КСП от 24.12.2015 №68, от 20.04.2018 №15)

Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Оперативный контроль исполнения закона области об областном бюджете на текущий финансовый год»

(Опубликован в газете "Красный Север" №102(27515) от 15.09.2015)


1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Оперативный контроль исполнения закона области об областном бюджете на текущий финансовый год» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)), внутренними документами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – КСП области).

1.2. Стандарт применяется при осуществлении оперативного контроля исполнения закона области об областном бюджете на текущий финансовый год (далее - оперативный контроль) и предназначен для использования должностными лицами КСП области, участвующими в организации и проведении соответствующего экспертно-аналитического мероприятия и подготовке информации о ходе исполнения областного бюджета (далее – бюджет).

1.3. Объектом стандартизации является деятельность КСП области по осуществлению оперативного контроля.

1.4. Целью Стандарта является установление общих правил, требований и процедур осуществления оперативного контроля, проводимого КСП области.

1.5. Задачами Стандарта являются:

- определение содержания и порядка организации оперативного контроля;

- определение общих правил и процедур осуществления оперативного контроля, включая содержание комплекса экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в его рамках, а также основные требования к оформлению результатов оперативного контроля.

1.6. Планирование мероприятий оперативного контроля осуществляется в порядке, установленном КСП области.

1.7. В Стандарте термины и понятия применяются в значении, используемом в действующем законодательстве Российской Федерации и Вологодской области.

2. Содержание оперативного контроля

2.1. Оперативный контроль – комплекс экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых КСП области, в целях определения соответствия фактически поступивших в бюджет доходов и произведенных расходов утвержденным показателям бюджета.

Оперативный контроль осуществляется на основании отчетности об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

2.2. Задачами оперативного контроля являются:

- определение объемов поступления денежных средств в бюджет и их расходования в ходе исполнения бюджета;

- определение объема и структуры государственного долга, размеров профицита (дефицита) бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;

- сравнение фактических показателей с показателями, утвержденными законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, а также с показателями кассового плана исполнения бюджета (по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета) в текущем финансовом году, выявление и анализ отклонений от этих показателей;

- анализ рисков недополучения доходов бюджета, невыполнения принятых расходных обязательств, в том числе носящих программный характер;

- определение своевременности внесения изменений в бюджет;

- внесение предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков.

2.3. Предметом оперативного контроля является процесс исполнения бюджета в текущем финансовом году.

2.4. Объектами оперативного контроля являются главные администраторы средств бюджета - главные администраторы доходов бюджета, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, в том числе Департамент финансов области, как орган, организующий исполнение бюджета, и иные организации в соответствии с областью действия контрольных полномочий КСП области.

2.5. В процессе осуществления оперативного контроля анализируется соблюдение:

- принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- установленных бюджетным законодательством требований по использованию доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете;

- ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации при перемещении бюджетных ассигнований;

- требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при внесении изменений в закон о бюджете;

- иных требований бюджетного законодательства.

3. Нормативная правовая и информационная основы оперативного контроля

3.1. Правовой нормативной основой оперативного контроля являются:

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- Налоговый кодекс Российской Федерации;

- закон о бюджете;

- законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс, а также исполнение бюджета.

3.2. Информационной основой оперативного контроля являются:

- отчет об исполнении бюджета;

- сведения Департамента финансов области об исполнении бюджета за отчетный период текущего года;

- данные форм статистической налоговой отчетности;

- отчетность главных администраторов средств бюджета;

- отчетность о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ (при наличии);

- результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП области, в ходе которых рассматривались вопросы использования средств бюджета, распоряжения и управления государственной собственностью области в текущем финансовом году;

- сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики;

- сведения, получаемые КСП области из общедоступных источников;

- данные, получаемые по запросам КСП области.

4. Проведение оперативного контроля

4.1. Оперативный контроль проводится в 3 этапа:

- подготовительный этап;

- осуществление оперативного контроля;

- подготовка и оформление результатов оперативного контроля.

4.2. В рамках подготовительного этапа осуществляется подготовка запросов в органы исполнительной государственной власти области.

4.3. В ходе осуществления оперативного контроля проверяется соблюдение в ходе исполнения бюджета требований бюджетного законодательства, а также анализируются:

- показатели поступления доходов в бюджет;

- показатели исполнения расходов бюджета;

- источники финансирования дефицита бюджета, состояние государственного долга;

- объем дебиторской и кредиторской задолженности, причины ее образования.

4.3.1. Анализ показателей поступления доходов в бюджет включает в себя следующие вопросы:

- сравнение показателей исполнения доходной части бюджета с утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений (недостатков), установление причин возникновения выявленных отклонений (в том числе обусловленных макроэкономическими условиями развития экономики);

- сравнение данных, представленных в отчете об исполнении бюджета, сведениях Департамента финансов области, формах статистической налоговой отчетности и в отчетности главных администраторов доходов бюджета;

- сравнение фактических показателей исполнения доходов бюджета в отчетном периоде с показателями, сложившимися в аналогичном периоде предыдущего года, в разрезе групп доходов, отдельных видов поступлений;

- соответствие плановых показателей в представленном отчете об исполнении бюджета закону о бюджете, причины отклонений.

4.3.2. Анализ показателей исполнения расходов бюджета включает:

- сравнение показателей исполнения расходной части бюджета с утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений (недостатков), установление причин возникновения выявленных отклонений;

- сравнение данных, представленных в отчете об исполнении бюджета, сведениях Департамента финансов области, отчетах главных распорядителей средств бюджета;

- анализ программных расходов, произведенных в отчетном периоде;

- анализ расходов, произведенных в отчетном периоде за счет средств резервного фонда;

- соответствие плановых показателей в представленном отчете об исполнении бюджета, причины отклонений;

- сравнение показателей исполнения расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджета, включая результаты по подразделам наиболее значительных отклонений и нарушений (недостатков) расходов от бюджетных назначений и доведённых Департаментом финансов области объемов бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств, повлиявших на исполнение расходов в целом по разделу, установление причин возникновения выявленных отклонений.

4.3.3. Анализ источников финансирования дефицита бюджета и состояния государственного долга включает в себя следующие вопросы:

- сравнение привлеченных из источников финансирования дефицита бюджета средств с утвержденными показателями бюджета;

- анализ структуры источников финансирования дефицита бюджета;

- анализ объема бюджетных кредитов, предоставленных в текущем году бюджету (в случае их предоставления);

- анализ объема кредитов, полученных в текущем году от кредитных организаций (в случае их получения);

- анализ задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета;

- анализ объема бюджетных средств, размещенных на банковских депозитах (при наличии);

- анализ государственного долга по объему и структуре;

- исполнение программы государственных внутренних (внешних) заимствований, программы государственных гарантий (в случае их утверждения на текущий финансовый год).

5. Подготовка и оформление результатов оперативного контроля

5.1. Результаты оперативного контроля оформляются заключениями КСП области соответственно на отчет об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.
(п. 5.1 в ред. решения КСП от 24.12.2015 №68)

5.2. В заключении отражаются данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными законом о бюджете на текущий год показателями и соблюдении участниками бюджетного процесса действующего законодательства.

Заключение не должно содержать политических оценок решений, принятых органами законодательной и исполнительной власти области.

Заключение подписывается аудитором, ответственным за проведение оперативного контроля.
(п. 5.2 в ред. решения КСП от 24.12.2015 №68, решения КСП от 20.04.2018 №15)

5.3. По результатам оперативного контроля КСП области вправе направлять:

предложения в Законодательное Собрание области о целесообразности внесения изменений в закон о бюджете, иные правовые акты;

рекомендации Департаменту финансов области, главным администраторам доходов бюджета, главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета по устранению выявленных нарушений и недостатков.

5.4. Информация о ходе исполнения бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года за подписью председателя КСП области направляется в Законодательное Собрание области и Губернатору области.
(п. 5.4 добавлен решением КСП от 24.12.2015 №68)