Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Вологодской области

УТВЕРЖДЕН
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты Вологодской области
от «30» октября 2020 года №56

(приложение)

Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Вологодской области»

1.Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Вологодской области» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее закон о КСП), Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)).

1.2. Стандарт используется при реализации полномочия Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее — КСП области) по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Вологодской области (далее - контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом).

1.3. Положения настоящего Стандарта подлежат применению также при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в которых контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом является составной частью мероприятия.

1.4. Целью Стандарта является конкретизация положений стандартов внешнего государственного финансового контроля КСП области «Общие правила проведения контрольного мероприятия» и «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» при осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом.

1.5. Задачами Стандарта являются:

-определение содержания, целей, задач, предмета и объектов контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом;

-установление общих правил, требований и процедур при осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом.

1.6. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений коллегии КСП области.

2. Содержание, цели, задачи, предмет и объекты контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом

2.1. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом является организационной формой осуществления внешнего государственного финансового контроля при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее также мероприятия).

2.2. Целями контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом являются:

оценка выполнения положений нормативных правовых актов при владении, пользовании и распоряжении имуществом области;

установление законности и эффективности владения, пользования и распоряжения имуществом области;

обеспечение сохранности основных свойств и качеств имущества области.

2.3. Задачами контроля соблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственным имуществом являются:

оценка соблюдения порядка учета имущества (организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности), в том числе соблюдения порядка ведения Реестра собственности Вологодской области;

оценка соблюдения порядка регистрации права собственности Вологодской области на имущество;

оценка соблюдения порядка оформления вещных прав на имущество (хозяйственное ведение, оперативное управление, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком);

оценка соблюдения процедуры передачи имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление);

оценка установленного порядка передачи в доверительное управление, в безвозмездное пользование, в аренду имущества (в том числе по результатам торгов), в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование земельным участком;

оценка соблюдения порядка списания имущества;

прогнозирование поступлений доходов в областной бюджет по администрируемым источникам доходов, исполнение областного бюджета по доходам, полученным от использования имущества;

оценка полноты поступлений в областной бюджет доходов от использования имущества, в том числе перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и дивидендов (части прибыли) по акциям (долям);

оценка полноты поступлений в областной бюджет доходов от реализации имущества;

оценка соблюдения федерального и областного законодательства и нормативных правовых актов по вопросам приватизации имущества, а также соблюдения процедур и сроков ее проведения;

разработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления и использования имущества.

2.4. При организации контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом могут быть предусмотрены дополнительные задачи.

2.5. Предметом контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом является деятельность объектов мероприятия по обеспечению целевого и эффективного использования имущества.

Предметом проверки исполнения прогнозного плана (программы) приватизации имущества является соблюдение органами государственной власти Вологодской области нормативных правовых актов по вопросам приватизации объектов, предусмотренных указанной программой приватизации.

2.6. Объектами мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом являются органы государственной власти и государственные органы, государственные учреждения (казенные, бюджетные, автономные), государственные унитарные предприятия области, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, а также иные лица, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Вологодской области.

3. Общие правила, требования и процедуры при осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом

3.1. Организация мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом включает три этапа подготовительный, основной и заключительный.

3.2. На подготовительном этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом.

3.3. Предварительное изучение проводится посредством сбора информации и документов для получения знаний о предмете и объектах мероприятия в объеме, необходимом для подготовки программы проведения мероприятия.

3.4. В процессе предварительного изучения предмета и объектов мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом исследуются:

нормативно-правовая база, регламентирующая порядок управления и распоряжения имуществом;

информация о предмете и объектах мероприятия, полученная из открытых источников (правовых электронных баз, интернет-сайтов, средств массовой информации и др.).

3.5. В случае недостаточности информации, полученной из открытых источников, дополнительные сведения, необходимые для разработки программы мероприятия, могут быть получены по запросу КСП области.

3.6. На основании анализа полученной информации и документов осуществляется разработка и утверждение программы мероприятия.

3.7. Основной этап мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом заключается в осуществлении контрольных действий (аналитических процедур), сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с программой проведения мероприятия.

3.8. При проведении мероприятия в органе по управлению имуществом области контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:

нормативно-правовая база в сфере формирования и использования имущества;

прогнозирование поступлений доходов в областной бюджет по администрируемым источникам доходов, исполнение областного бюджета по доходам, полученным от использования имущества;

соблюдение порядка ведения Реестра собственности Вологодской области, в том числе в части изменения состава и стоимости имущества, внесенного в Реестр;

работа по организации государственной регистрации имущественных прав области, перехода имущественных прав к (от) области, а также государственной регистрации договоров, требующих такой регистрации, ограничений (обременений) прав и сервитутов;

решения о принятии имущества в собственность области, продаже, безвозмездной передаче, дарении, списании имущества области, передаче его в аренду, безвозмездное пользование, владение и пользование, доверительное управление, на хранение, а также о передаче в залог и внесении в качестве вклада в уставные капиталы (фонды) юридических лиц;

организация содержания и ведение бюджетного учета имущества казны области;

правильность начисления платежей, включая вопросы предоставления льготных ставок арендной платы, полного или частичного освобождения от платы за пользование имуществом;

соблюдение порядка предоставления земельных участков в аренду с проведением процедуры торгов, в постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование, доверительное управление, приобретения в собственность области земельных участков;

соблюдение порядка администрирования доходов, администратором которых в соответствии с законом об областном бюджете является орган по управлению имуществом, в том числе правильности начисления, полноты и соблюдения сроков уплаты, причин возникновения недоимки и результатов претензионной работы;

осуществление организации и проведения аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности области; конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения в отношении имущества области, подлежащего реконструкции;

соблюдение функции учредителя государственных предприятий и казенных предприятий области, требований нормативных правовых актов в части утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности и показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, а также осуществления контроля за их выполнением;

выполнение функций и полномочий учредителя государственного учреждения области, том числе в части утверждения перечней особо ценного движимого имущества, согласования совершения государственным учреждением крупных сделок, одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

осуществление контроля за деятельностью государственных организаций в части использования недвижимого имущества, включая оценку правомерности и эффективности использования имущества, в том числе определение фактического наличия и состояния имущества, выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, выявление несоответствия учетных данных об имуществе его фактическим параметрам.

3.9. При проведении мероприятия в государственном учреждении, органе местного самоуправления, у юридических и физических лиц использующих государственное имущество, контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:

общие сведения о наличии имущества;

сведения, отраженные в Реестре собственности Вологодской области, в том числе о своевременности передачи необходимых сведений для учета в Реестре;

обеспечение учета имущества, выявление несоответствия учетных данных об имуществе его фактическим параметрам;

наличие правоустанавливающих документов;

обеспечение сохранности и эффективность использования имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, использование по целевому назначению; выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;

соблюдение порядка сдачи в аренду и безвозмездное пользование недвижимого имущества (соблюдение требований о проведении конкурсных процедур при заключении договоров, государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, правильность определения размера арендной платы, полнота и своевременность ее внесения арендатором, заключение договоров возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов и осуществления платежей, наличия договоров страхования объектов);

соблюдение установленного порядка списания имущества;

соблюдение учета и порядка утверждения перечня особо ценного движимого имущества, согласования совершения крупных сделок, одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

3.10. При проведении проверки исполнения прогнозного плана (программы) приватизации имущества (оценка соблюдения законодательства при осуществлении приватизации имущества в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества (далее – план приватизации)) контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:

нормативно-правовая база в сфере приватизации имущества;

соблюдение порядка разработки плана приватизации;

соблюдение порядка проведения оценки, подлежащих приватизации объектов приватизации (унитарных предприятий, акций акционерных обществ, недвижимого и движимого имущества);

соблюдение процедуры торгов по продаже приватизируемого имущества, в том числе организации и проведения аукционов по продаже имущества, продажи имущества посредством публичного предложения;

полнота и своевременность поступлений средств в областной бюджет от реализации приватизированного имущества, в том числе задатков участников торгов;

использование средств областного бюджета на проведение оценки объектов государственного имущества, включенных в План приватизации;

отчет о результатах приватизации имущества.

3.11. При проверке правомерности и эффективности использования имущества государственными предприятиями, казенными предприятиями контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:

нормативно-правовая база в сфере использования имущества государственными предприятиями, казенными предприятиями;

соблюдение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных предприятий, казенных предприятий;

общие сведения о наличии имущества государственных предприятий, казенных предприятий;

сведения, отраженные в Реестре собственности Вологодской области;

наличие правоустанавливающих документов;

обеспечение учета имущества (правильности отнесения материальных ценностей к основным средствам, порядка ведения инвентарных карточек, актов приемки-передачи, перемещения, ликвидации основных средств);

соблюдение порядка формирования и изменения уставного фонда; целевое и эффективное использование имущества; выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;

соблюдение порядка списания имущества;

финансовое состояние государственных предприятий, выполнение ими утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности и показателей экономической эффективности деятельности (выручки, чистой прибыли (убытка), среднемесячной заработной платы работников, кредиторской и дебиторской задолженности), законность и обоснованность затрат (выявление неэффективных и необоснованных затрат), меры по повышению эффективности использования имущества;

договорные отношения, формирование доходов;

правильность исчисления части прибыли от использования имущества, остающейся у государственных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе соблюдения порядка и срока перечисления в областной бюджет;

соблюдение порядка совершения сделок, в том числе крупных сделок или нескольких взаимосвязанных сделок, направленных на приобретение, отчуждение или возможность отчуждения имущества, том числе проверка соблюдения порядка сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества;

соблюдение законодательства при осуществлении закупок;

соблюдение порядка осуществления контроля за деятельностью государственных предприятий.

3.12. При проверке использования средств областного бюджета, направленных в уставные капиталы акционерных обществ (обществ с ограниченной ответственностью), контрольным действиям или аналитическим процедурам подлежат:

нормативно-правовая база в сфере использования средств областного бюджета, направленных в уставные капиталы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (далее также – АО, ООО);

имущественное и финансовое положение АО (ООО), основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, в том числе кредиторская и дебиторская задолженность;

выполнение утвержденных плановых показателей;

соблюдение нормативных и иных правовых актов, регулирующих деятельность АО (ООО);

обоснованность предоставления бюджетных инвестиций АО (ООО);

выполнение условий договоров о предоставлении бюджетных инвестиций; учет акций (долей) в бюджетном учете и в Реестре собственности Вологодской области;

законность и обоснованность затрат АО (ООО);

договорные отношения, формирование доходов;

наличие аудиторского заключения и заключения ревизионной комиссии; соблюдение порядка совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

полнота и своевременность поступления в доход областного бюджета дивидендов;

соблюдение законодательства при осуществлении закупок.

3.13. Вышеприведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, конкретные вопросы мероприятия определяются в соответствии с программой его проведения.

3.14. На заключительном этапе мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом составляется отчет или заключение о результатах мероприятия. Выявленные по результатам мероприятия нарушения и недостатки, которые подлежат устранению объектами контроля, отражаются в представлениях (предписаниях), рекомендациях, направляемых объектам контроля. При наличии оснований осуществляется подготовка информационных писем и обращений КСП области в орган по управлению имуществом области и в правоохранительные органы.

3.15. Реализация результатов мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом осуществляется в соответствии с порядком, установленным в стандарте внешнего государственного финансового контроля КСП области «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».