Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Методические рекомендации по оценке эффективности использования бюджетных средств

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оценке эффективности использования бюджетных средств

(Утверждены Коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области, протокол №5 (111) от 31 мая 2010 года, в редакции решения Коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 9 декабря 2011 года №13(133))

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по оценке эффективности использования бюджетных средств (далее – Методические рекомендации)являются локальным актом Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее - КСП области). Методические рекомендации подготовлены с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и требований стандарта финансового контроля Счетной Палаты Российской Федерации №104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Вологодской области.

1.2. Методические рекомендации определяют единый подход к понятию эффективности использования бюджетных средств, устанавливают общие правила организации и проведения контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств, оформления его результатов в соответствии с Регламентом КСП области и не содержат алгоритмов оценки эффективности использования бюджетных средств по конкретным направлениям деятельности КСП области.

1.3. При подготовке программы проведения контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств при определении цели в виде определения эффективности и результативности использования бюджетных средств, аудитор в соответствии со спецификой предмета контрольного мероприятия разрабатывает конкретные подходы к определению способов эффективности использования бюджетных средств.

2. Оценка эффективности использования бюджетных средств

2.1. Оценка эффективности использования бюджетных средств осуществляется при проведении контрольного мероприятия, целями которого являются определение эффективности использования бюджетных средств, полученных проверяемыми объектами для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.

2.2. Определение эффективности использования бюджетных средств основано на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленном в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.3. В процессе проведения контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств определяется соответствие деятельности проверяемого объекта принципу эффективности и результативности использования бюджетных средств, в том числе:

- при наличии утвержденных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области критериев эффективности и (или) результативности оценивается их выполнение, могут быть даны обоснованные рекомендации по изменению утвержденных критериев;

- при отсутствии утвержденных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области критериев эффективности и (или) результативности, эффективность использования бюджетных средств оценивается в соответствии с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленном в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и действующими положениями законодательства Российской Федерации и Вологодской области в проверяемой сфере деятельности.

2.4. Оценка эффективности использования бюджетных средств включает в себя следующие элементы: определение экономичности, продуктивности и результативности, понятие которых закреплено в стандарте финансового контроля Счетной Палаты Российской Федерации № 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств».

2.5. Виды нарушений, связанных с несоответствием принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств отражаются в разделе 3 Классификатора основных видов нарушений и недостатков, выявляемых в процессе государственного финансового контроля, утвержденном Коллегией КСП области (протокол от 29.12.2009 № 11 (106)).

3. Проведение контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств

3.1. Проведение контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств осуществляется в порядке, установленном Регламентом КСП области для проведения контрольных мероприятий с особенностями, установленными настоящим разделом.

3.2. При подготовке аудиторами КСП области предложений о включении в план работы КСП области контрольных мероприятий по оценке эффективности использования бюджетных средств следует от­бирать наиболее важные темы и проблемы с высокой степенью рисков неэффективного использования бюджетных средств, чтобы результаты контрольного мероприятия могли дать наибольший эффект от проведения данного контрольного мероприятия. Темы контрольных мероприятий по оценке эффективности использования бюджетных средств должны соответствовать задачам, которые призвана решать КСП области.

3.3. При выборе объектов проверки, аудитор определяет:

- степень влияния объекта проверки на достижение результа­тов в данной сфере;

- наличие рисков в деятельности объекта проверки;

- объем используемых бюджетных средств;

- какое влияние окажут результаты проверки на повышение эффективности использования бюджетных средств проверяемым объектом.

3.4. Вопросы контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств должны быть достаточными и четкими, чтобы результаты их проверки и анализа, выступающие в форме полученных доказательств, обеспечивали достижение поставленной цели контрольного мероприятия, позволяли объективно оценить эффективность использования бюджетных средств в проверяемой сфере.

3.5. В ходе проведения контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств необходимо сконцентрировать внима­ние на следующих вопросах:

а) насколько деятельность проверяемого объекта соответ­ствует положениям и требованиям нор­мативных правовых актов, были ли разработаны и приняты в их развитие локальные акты, запланированы мероприятия, необходимые для эффективного использования бюджетных средств и проводился ли анализ оценки эффективности;

б) имеется ли система измерения, отчетности и мониторинга в рассматриваемой сфере деятельности объекта проверки;

в) какие существуют процедуры и принимаются меры по обес­печению сохранности используемых материальных ресурсов и т.д.

Оценка эффективности использования бюджетных средств осуществляется в соответствии с разделом 2 Методических рекомендаций.

4. Подготовка и оформление результатов контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств

4.1. Подготовка и оформление отчета о результатах контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств является завершающей стадией его проведения и осуществляется в соответствии с требованиями Регламента КСП области, устанавливающего структуру, требования к содержанию и форму отчета о результатах контрольного мероприятия.

4.2. Подготовку результатов контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств необходимо начинать со всестороннего анализа собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе контрольного мероприятия актах проверки на соответствие их критериям оценки эффективности и (или) принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств. По результатам этого сравнения следует сделать выводы, которые должны указывать, в какой степени результаты использования бюджетных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки соответствуют установленным нормативными правовыми актами критериям оценки эффективности и (или) принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Если реальные результаты использования бюджетных средств в проверяемой сфере и организация деятельности объектов проверки соответствуют установленным критериям и (или) принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, это означает, что бюджетные средства используются с достаточной степенью эффективности.

Их несоответствие свидетельствует о наличии недостатков и необходимости улучшения организации деятельности объектов проверки по использованию бюджетных средств. В случае выявления недостатков необходимо указать конкретные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании бюджетных средств в проверяемой сфере или объектами проверки. При этом необходимо учитывать позицию, изложенную в п.23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которой участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в том случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

4.3. Выводы, соответствующие цели контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств должны содержать:

- характеристику и значимость выявленных отклонений фактических результатов использования бюджетных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки от установленных критериев оценки эффективности и (или) принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- причины выявленных недостатков, которые привели к неэффективному использованию бюджетных средств, и последствия, которые эти недостатки влекут или могут повлечь за собой;

- общую оценку степени эффективности использования бюджетных средств, исходя из цели контрольного мероприятия по оценке эффективности использования бюджетных средств.

4.4. В случае, если в ходе контрольного мероприятия выявлены недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов проверки, необходимо подготовить соответствующие предложения для принятия мер по устранению этих недостатков.

В случае, если результаты использования бюджетных средств в проверяемой сфере или объектами проверки соответствуют установленным критериям и (или) принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств могут быть даны предложения по совершенствованию деятельности объектов проверки в целях повышения эффективности использования бюджетных средств.

Аудитор вправе дать обоснованные предложения по изменению утвержденных нормативными правовыми актами критериев оценки эффективности использования бюджетных средств.