Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Отчет за 2012 год

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2012 год

(Утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 20.03.2013 №11)

Настоящий отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2012 год подготовлен на основании требований статей 15, 24 закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – КСП области, Палата).

1. Общие сведения, характеризующие деятельность Контрольно-счетной палаты Вологодской области 

КСП области в соответствии с Уставом Вологодской области, законом области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Вологодской области и подотчетным ему, действующим на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Внешний государственный финансовый контроль осуществлялся КСП области в отношении органов государственной власти области, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий области, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципальных образований области, иных организаций, если они использовали имущество, находящееся в государственной собственности области, а также в отношении других организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий за счет средств областного бюджета.

Постановлением Законодательного Собрания области от 21.09.2011 № 514 установлена штатная численность КСП области в количестве 24 единиц, в том числе должностей государственной гражданской службы области – 21 единицы.

По состоянию на 1 января 2013 года фактическая численность КСП области составляла 24 единицы. Все сотрудники, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы имеют высшее профессиональное образование, соответствующее специфике выполняемой деятельности, 7 сотрудников имеют 2 высших образования и один ученую степень кандидата экономических наук.

КСП области является членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР). Председатель палаты Е.Н. Немцова входит в состав Научно-методического совета АКСОР.

В отчетном периоде осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. Для организации и осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности аппаратом Палаты проводились обеспечивающие мероприятия: информационные, кадровые, материально-технические и иные.

План работы на 2012 год, утвержденный решением коллегии от 29.12.2011 №15(135), выполнен в полном объеме, реализованы все предусмотренные мероприятия.

В отчетном периоде проведено 46 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Выявлено финансовых нарушений и недостатков на сумму 5252,0 млн. рублей. 

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий предложено к возмещению в областной бюджет, восстановлению в учете и к устранению иных нарушений на сумму 1997,0 млн. рублей. По состоянию на 01.03.2013 года устранены нарушения и недостатки на общую сумму 1324,6 млн. рублей. Расходы на содержание Палаты в отчетном периоде составили 24,4 млн. рублей, или всего 1,8% от суммы нарушений, предложенных к возмещению в областной бюджет, восстановлению в учете.

В отчетном периоде в соответствии с законом области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Регламентом КСП области результаты контрольных, экспертно-аналитических мероприятий и другие вопросы деятельности рассматривались на заседаниях коллегии Палаты, в которых принимали участие депутаты Законодательного Собрания области, руководители органов исполнительной государственной власти области, местного самоуправления, учреждений и организаций, а также представители сектора по бюджетной и экономической политике управления по обеспечению деятельности постоянных комитетов Законодательного Собрания области и Департамента финансов области. Всего в 2012 году проведено 19 заседаний коллегии, на которых рассмотрен 61 вопрос.

О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП области информировала Законодательное Собрание области и Губернатора области. В отчетном периоде деятельность осуществлялась в контакте с депутатами, постоянными комитетами (комиссией) Законодательного Собрания области.

Председатель КСП области, заместитель председателя и аудиторы принимали участие в заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания области по рассмотрению отчетов о проведенных контрольных мероприятиях, подготовленных заключениях на проекты законов области и по другим вопросам, связанным с формированием и исполнением областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

В соответствии с положениями закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» Палата ежеквартально отчитывалась перед Законодательным Собранием области о результатах своей работы. Отчет об итогах работы за 2011 год рассмотрен на 6 сессии и утвержден постановлением Законодательного Собрания области от 18.04.2012 № 243.

2. Результаты контрольных мероприятий

Главным направлением деятельности КСП области в отчетном периоде являлось проведение контрольных мероприятий. В ходе осуществления контрольных мероприятий обеспечивался внешний государственный финансовый контроль, включающий предотвращение, выявление и устранение нарушений финансово-бюджетной дисциплины.

За отчетный год проведено 28 контрольных мероприятий по проверке использования бюджетных средств в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и по другим направлениям использования бюджетных средств, а также по вопросам администрирования доходов областного бюджета и использования государственной собственности.

Совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведены следующие контрольные мероприятия:

- эффективность использования государственных средств, направленных на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 годов;

- проверка эффективности расходования средств областного бюджета, включая безвозмездные поступления от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных в 2011 году на капитальный ремонт многоквартирных домов и в 2010-2011 годах на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Белозерск» Вологодской области.

Деятельность КСП области в 2012 году была направлена на повышение результативности контрольной работы. Контрольными мероприятиями охвачен 161 объект проверки с объемом бюджетных средств и стоимости имущества государственной собственности 12163,3 млн. рублей.

Проведенными проверками выявлено финансовых нарушений и недостатков на общую сумму 3407,1 млн. рублей (в 2011 году – 1103,0 млн. рублей), или 28% от объема проверенных бюджетных средств и стоимости имущества (в 2011 году – 6,9%), в том числе:

- при формировании и исполнении бюджетов – 1207,0 млн. рублей;

- нецелевое использование средств – 6,4 млн. рублей;

- несоответствие принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств – 204,2 млн. рублей;

- неправомерное использование средств – 45,3 млн. рублей;

- в области государственной (муниципальной) собственности – 815,8 млн. рублей;

- при осуществлении государственных (муниципальных) закупок – 52,2 млн. рублей;

- при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности – 737,7 млн. рублей;

- прочие виды нарушений и недостатков – 338,5 млн. рублей.

В структуре выявленных нарушений и недостатков наибольший удельный вес занимают нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 35,4%, в области государственной (муниципальной) собственности – 23,9%, прочие виды нарушений и недостатков – 21,7%.

Количество проведенных контрольных мероприятий в отчетном периоде сохранилось на уровне 2011 года. В тоже время возросло число проверенных объектов в среднем на одно контрольное мероприятие. В 2010 году этот показатель составлял 5,6, в 2011 году – 4,1, а в 2012 году на одно проведенное контрольное мероприятие приходилось 5,8 проверенных объектов.

В отчетном периоде удельный вес организаций, допустивших финансовые нарушения, составил 64,6% от общего числа проверенных объектов. В 2010–2011 годах этот показатель составлял 73,2% и 74,1% соответственно.

По результатам проведенных контрольных мероприятий за 2012 год направлено 104 представления об устранении выявленных нарушений. В адрес проверенных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных (муниципальных) предприятий, иных организаций разработано 424 предложения, из которых выполнено (принято к исполнению) – 403, или 95%.

Невыполненные и выполненные не в полном объеме предложения по результатам проведенных контрольных мероприятий в 2012 году остаются на контроле в КСП области.

Руководителями органов исполнительной государственной власти области, учреждений, организаций принимались меры, направленные на обеспечение законности и результативности расходования бюджетных средств, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности.

Основными мерами по устранению нарушений и недостатков, выявленных КСП области, являлись:

возврат (восстановление) в областной и местные бюджеты средств, израсходованных не по целевому назначению или неправомерно;

принятие новых и внесение в действующие областные и муниципальные нормативные правовые акты, распорядительные и иные документы изменений, направленных на устранение условий или причин, способствующих возникновению нарушений;

устранение недостатков и нарушений ведения бухгалтерского учета;

осуществление полномочий по администрированию доходов и источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства;

принятие организационных мер по предупреждению фактов нарушений.

В отчетном периоде к 30 ответственным работникам проверенных организаций применены меры дисциплинарного характера.

Результаты контрольных мероприятий КСП области рассматривались на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания области. По результатам рассмотрения отчетов о проведенных контрольных мероприятиях принято 50 постановлений и решений органов государственной власти и местного самоуправления.

По фактам нарушений, выявленных при проверке бюджета Шекснинского муниципального района, являющегося получателем межбюджетных трансфертов из областного бюджета, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области вынесены 4 постановления о назначении административных наказаний в отношении должностных лиц сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района и БУЗ «Шекснинская Центральная районная больница» на общую сумму 120,0 тыс. рублей.

Департаментом финансов области по материалам контрольных мероприятий: «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2011 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Инвестиции в объекты капитального строительства на 2010-2013 годы и перспективу до 2020 года» на объекты образования, здравоохранения, физической культуры и спорта» и «Проверка расходования средств областного бюджета, выделенных бюджетному образовательному учреждению Вологодской области «Основная общеобразовательная школа «Созвучие» вынесены 5 постановлений о назначении административных наказаний на общую сумму 139,0 тыс. рублей.

Одним из элементов повышения результативности контрольных мероприятий КСП области являлось взаимодействие с правоохранительными органами. В рамках заключенных Соглашений о порядке взаимодействия с прокуратурой Вологодской области, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области проводилась постоянная работа по выявлению и пресечению правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

В 2012 году материалы проверок по 24 контрольным мероприятиям направлены в прокуратуру Вологодской области для правовой оценки выявленных нарушений. Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области по материалам контрольных мероприятий возбуждены 6 уголовных дел.

3. Результаты экспертно–аналитических мероприятий

В соответствии с положениями бюджетного законодательства и закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» КСП области осуществлялось экспертно-аналитическое направление деятельности посредством проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области и анализа отчетных и иных данных.

В процессе экспертно-аналитического исследования проводился анализ соответствия представленных законопроектов, нормативных правовых актов и материалов действующему законодательству, нормативной и методической базам, а также экономических, финансовых и другого рода обоснований.

В отчетном периоде проведено 18 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:

внешняя проверка (анализ) отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год, включающая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета (апрель – май);

проверка (анализ) отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 2011 год (май);

экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (ноябрь);

экспертиза проекта закона области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (ноябрь);

экспертиза проектов законов области «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (март, май, июнь, сентябрь, ноябрь, декабрь – дважды);

анализ отчетов об исполнении областного бюджета за 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев 2012 года (июнь, сентябрь, декабрь);

анализ отчетов об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев 2012 года (июнь, сентябрь, декабрь);

выборочный анализ и мониторинг изменений размера платы населения Вологодской области за коммунальные услуги и платы за жилое помещение (март).

  

По результатам экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2012 году, подготовлено 18 заключений (на уровне 2011 года), в том числе 9 заключений на проекты законов об областном бюджете и бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования области, 8 заключений на отчеты об их исполнении и 1 заключение по вопросу, связанному с анализом и мониторингом изменений размера платы населения Вологодской области за коммунальные услуги и платы за жилое помещение.

При проведении экспертно-аналитических мероприятий установлено финансовых нарушений и недостатков на общую сумму 1844,9 млн. рублей (в 2010 году – 543,3 млн. рублей, в 2011 году – 130,1 млн. рублей), в том числе:

- при формировании и исполнении бюджетов – 1739,9 млн. рублей;

- при составлении отчетности – 102,4 млн. рублей;

- прочие виды нарушений и недостатков – 2,6 млн. рублей.

Типичными нарушениями, выявленными КСП области при проведении анализа и экспертизы, являются: недостатки в планировании доходов и расходов бюджета, несоблюдение требований отдельных положений Бюджетного кодекса РФ и Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства проведена внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год, включающая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета.

Налоговые и неналоговые доходы исполнены в сумме 28755,8 млн. рублей, или 99,3% к плановым назначениям в сумме 28949,58 млн. рублей. Общая сумма безвозмездных поступлений за 2011 год составила 10586,5 млн. рублей (99,6% к утвержденным назначениям). Расходы областного бюджета исполнены в сумме 46519,3 млн. рублей, или 97,6% к утвержденным назначениям.

В нарушение статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с учетом исключения разницы между полученными и погашенными Вологодской областью бюджетными кредитами в сумме 1380,0 млн. рублей и снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета в сумме 280,7 млн. рублей), областной бюджет за 2011 год исполнен с дефицитом 19,2% от объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений, или с превышением установленных ограничений на 4,2% (1206,6 млн. рублей).

Объем государственного долга области на 1 января 2012 года увеличился на 7279,4 млн. рублей (39,4%) в сравнении с началом отчетного периода и составил 25777,5 млн. рублей.

Внешней проверкой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета установлены нарушения инструкции Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н на сумму 110,7 млн. рублей, которые в основном связаны с недостоверным отражением показателей, предусмотренных формами бюджетной отчетности.

КСП области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области», закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» подготовлено заключение на проект закона области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», в котором даны рекомендации по внесению изменений в законопроект, представлению обоснований и расчетов, а также по внесению изменений в некоторые нормативные правовые акты области в процессе исполнения бюджета.

Постановлением Законодательного Собрания области от 28.11.2012 № 710 проект закона области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» в первом чтении отклонен и передан на согласительную комиссию для уточнения основных характеристик и показателей областного бюджета.

По итогам работы согласительной комиссии общий объем доходов областного бюджета в 2013 году увеличился на 1316,7 млн. рублей (в том числе учтены предложения КСП области на сумму 16,7 млн. рублей) и составил 36854,6 млн. рублей. Расходы областного бюджета увеличены до уровня 39339,1 млн. рублей. Дефицит установлен на уровне 3,6% от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.

В соответствии с положениями закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области» председателем КСП области Е.Н. Немцовой были представлены доклады об исполнении областного бюджета за 2011 год и по проекту закона области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на парламентских слушаниях и сессиях Законодательного Собрания области.

В 2012 году изменения в закон области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» вносились 7 раз, и все они были связаны с изменениями основных характеристик областного бюджета или перераспределением бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов. Необходимость внесения изменений, в основном, была обусловлена увеличением объема межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Доходы областного бюджета увеличились на 7140,1 млн. рублей, или 20,3% к первоначально утвержденным назначениям, расходы на 7875,0 млн. рублей (19,9%), дефицит областного бюджета возрос на 16,6% – до уровня 5164,9 млн. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга области на 1 января 2013 года увеличился на 3195,5 млн. рублей, или 12%.

В заключениях на проекты законов области Палатой были сделаны выводы и даны рекомендации по устранению нарушений действующего законодательства. После рассмотрения результатов экспертно-аналитических мероприятий на заседаниях постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания области Правительством области вносились соответствующие изменения в закон области об областном бюджете:

- ст. 12 закона дополнена ч. 9, предусматривающей объем бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям области на срок в пределах финансового года в сумме 185,3 млн. рублей и на срок, выходящий за пределы финансового года в сумме 202,4 млн. рублей;

- в источниках финансирования дефицита областного бюджета в 2012 году предусмотрена задолженность по возврату бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам из областного бюджета в сумме 139,6 млн. рублей, а также отражено получение бюджетного кредита из федерального бюджета в сумме 1100,0 млн. рублей;

- за счет средств, поступивших в областной бюджет в качестве компенсации ущерба, нанесенного автодорогам общего пользования Вологодской области, увеличены неналоговые доходы областного бюджета на 643,8 млн. рублей.

В январе 2012 года в Законодательном Собрании области состоялось совещание по теме: «Контроль власти за ценообразованием и тарифами в сфере ЖКХ». В совещании приняли участие пред­седатель Законода­тель­ного Собрания области Г.Е. Шевцов, заместители председа­теля областного парламента А.В. Канаев, А.Н. Сивков и В.В. Вавилов, депутаты Законодательного Собрания области, председатель КСП области Е.Н. Немцова, аудиторы КСП области, представители контрольно-счетных органов и органов местного самоуправления муници­паль­ных районов области. В целях исключения необоснованного повышения платы за коммунальные услуги КСП области было поручено проверить правильность ее начисления на стадии формирования счетов и провести работу по мониторингу тарифов на услуги ЖКХ для граждан.

Реализуя указанное поручение Законодательного Собрания области, и в соответствии с планом работы Палаты на 2012 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Выборочный анализ изменений размера платы населения Вологодской области за коммунальные услуги и платы за жилое помещение в декабре 2011 года – январе 2012 года».

В проведении мероприятия, наряду с КСП области, принимали участие контрольно-счетные органы муниципальных образований области. Проверочные и аналитические мероприятия проведены во всех 26-ти муниципальных районах области, городах Вологде и Череповце в отношении 494 управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, товариществ собственников жилья, других организаций, предоставляющих гражданам жилищно-коммунальные услуги.

В Великоустюгском муниципальном районе выявлены случаи доначисления потребителям платы за отдельные виды коммунальных услуг за 2011 год. Согласно информации, представленной Великоустюгской Думой, на совещаниях под руководством Главы района с участием представителей Великоустюгской межрайонной прокуратуры, территориального отдела Управления Роспотребнадзора, управления социальной защиты населения района, руководителей управляющих компаний и МУП «Водоканал», были рассмотрены причины сложившейся ситуации, правовые основания произведенных доначислений. По результатам приняты меры по контролю со стороны Роспотребнадзора, межрайонной прокуратуры за законностью проведенных доначислений.

Проверками изменения размера платы за жилое помещение, включающей плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также платы за наем помещений для граждан, не являющихся собственниками, установлен ряд случаев роста данного вида платежей. По фактам необоснованного увеличения органами местного самоуправления приняты соответствующие меры.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия выработаны предложения в адрес Региональной энергетической комиссии области, Государственной жилищной инспекции области, Главы Великоустюгского муниципального района, мэрии города Череповца, других органов местного самоуправления области.

4. Обеспечение деятельности и взаимодействия Контрольно-счетной палаты Вологодской области

В январе 2012 года состоялась встреча председателя Законодательного Собрания области Г.Е. Шевцова и заместителя председателя Законодательного Собрания области, председателя постоянного комитета по бюджету и налогам А.В. Канаева с председателем, аудиторами и аппаратом Палаты, на которой обсуждены предварительные результаты работы за 2011 год и иные вопросы деятельности КСП области. В ходе встречи председатель Законодательного Собрания области Г.Е. Шевцов обратил внимание на сложности исполнения областного бюджета в 2012 году и курс Правительства области на экономию бюджетных ресурсов. В этих условиях были поставлены первоочередные задачи при осуществлении контрольной деятельности в отчетном году.

В феврале 2012 года в Законодательном Собрании области состоялось торжественное мероприятие, посвященное 15-летию образования КСП области. За большой вклад в развитие государственного финансового контроля в Вологодской области благодарностью Губернатора области, почетной грамотой и благодарственным письмом Законодательного Собрания области награждены отличившиеся аудиторы и инспекторы КСП области. Председателем Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашиным в поздравлении, направленном в адрес Палаты, отмечено её достойное место среди контрольно-счетных органов, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

По инициативе КСП области, органов внешнего муниципального финансового контроля и при поддержке председателя Законодательного Собрания области Г.Е. Шевцова в октябре 2012 года создан Совет контрольно-счетных органов Вологодской области.

В приветственном обращении председателя Законодатель­ного Собрания области Г.Е. Шевцова и председателя Палаты Е.Н. Немцовой подчеркнута роль государственных и муници­пальных аудиторов в обеспе­чении эффективности бюджет­ного процесса в каждом муниципальном образовании. Скоординированные действия всех контрольно-счетных органов по формированию системы информации, обмена опытом и стандартами внешнего контроля позволят эффективно, результативно и согласованно выполнять поставленные задачи, обеспечить повышение эффективности управления общественными ресурсами и получение социально значимых результатов.

В состав Совета вошли 20 контрольно-счетных органов муници­паль­ных образова­ний области, на собрании утверждено Положение о Совете и план основных мероприятий Совета на 2013 год. КСП области совместно с ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по многочисленным обращениям из районов области с 15 по 23 октября 2012 года были организованы курсы повышения квалификации для руководителей и сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов на тему: «Управление и контроль использования бюджетных ресурсов муниципальных образований». На курсах повышения квалификации прошли обучение 22 человека из 19 контрольно-счетных органов муниципальных районов и городских округов. Сотрудники КСП области принимали активное участие в проведении курсов, изложили наработанный опыт и практические рекомендации по организации и проведению проверок.

В отчетном периоде проводилась работа по мониторингу деятельности органов внешнего финансового контроля муниципальных образований области. Работа контрольно-счетных органов муниципальных образований области анализировалась по следующим основным направлениям: организация их деятельности, включая статус и численность КСО; результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности, включая проведение внешней проверки местных бюджетов; организация внешнего финансового контроля в поселениях. По состоянию на 01.01.2013 контрольно-счетные органы созданы во всех муниципальных районах и городских округах. Вместе с тем имеет место недоукомлектованность кадрами муниципальных ревизоров. Основные результаты мониторинга направлены в Законодательное Собрание области.

Материалы по вопросам комплексного анализа состояния внешнего финансового контроля в Вологодской области, подготовленные заместителем председателя КСП области И.В. Булавиным, направлены в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации. Соответствующая статья опубликована в журнале «Вестник АКСОР» № 4(24) за 2012 год.

Председатель Палаты Е.Н. Немцова приняла участие и выступила с докладами в публичных слушаниях: «О финансовой политике Вологодской области в 2011 году и мерах, принимаемых Правительством области в 2012 году по обеспечению сбалансированности областного бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов» и «О реализации закона области «О приватизации имущества, находящегося в собственности Вологодской области», состоявшихся в Законодательном Собрании области. В выступлениях было акцентировано внимание на проблемах в вопросах осуществления работы по обеспечению сбалансированности областного бюджета, повышению эффективности бюджетных расходов и приватизации имущества, находящегося в собственности Вологодской области.

В целях обеспечения реализации полномочий Палаты и совершенствования ее деятельности была проведена совместная работа с Управлением Федерального казначейства по Вологодской области по подготовке и согласованию проекта Соглашения об информационном взаимодействии, которое вступило в силу с 20 января 2012 года.

В отчетном периоде руководство Палаты принимало участие: в ежегодном Всероссийском совещании по вопросам совершенствования системы государственного контроля, организованном Администрацией Президента РФ; в совещании руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ на тему «Организация взаимодействия между региональными и муниципальными контрольно-счетными органами» во главе с Председателем Счетной палаты Российской Федерации Степашиным С.В.; в конференциях и совещаниях по вопросам деятельности внешнего финансового контроля, проводимых АКСОР.

В 2012 году сотрудники Палаты приняли участие: в расширенном межведомственном совещании по вопросам состояния законности в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Вологодской области, проведенном Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой совместно с Губернатором области; в заседании межведомственной рабочей группы по вопросам обеспечения соблюдения законности при реализации приоритетных национальных проектов при Прокуратуре области; в межведомственном оперативном совещании по вопросу «О повышении эффективности работы по выявлению преступлений в сфере использования государственного имущества и размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также реализации заключенных соглашений о взаимодействии», организованном Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области.

В отчетном периоде продолжено участие руководства Палаты в работе коллегии руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти и региональной контрольной группы при Главном федеральном инспекторе по Вологодской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе при реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в области и по другим вопросам, связанным с обеспечением контроля за расходованием бюджетных средств.

В соответствии с требованиями ст. 12 закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» разработан проект стандарта внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», который утвержден решением коллегии КСП области от 20.02.2013 № 7 и опубликован в областной газете «Красный Север» от 02.03.2013 № 36.

В 2012 году также как и в предыдущие годы проводилась системная работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров сотрудников Палаты, которые прошли обучение:

- в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по программам: «Управление государственными и муниципальными заказами» и «Профилактика коррупционных и иных правонарушений в системе государственного и муниципального управления»;

- в ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по теме «Государственный аудит и управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации»;

- в ФГУП «СП-центр» по теме «Использование и администрирование комплексов программных средств Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов».

Аппарат КСП области обеспечен современными компьютерами, мобильной и модемной связью, ноутбуками. Организована работа с ресурсами информационной сети Интернет, электронной почтой и по обеспечению безопасности информационных ресурсов локально-вычислительной сети.

В целях совершенствования своей деятельности, обмена опытом и получения информационных материалов Палата взаимодействовала со Счетной палатой Российской Федерации, с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации и с органами финансового контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований области.

В отчетном периоде в рамках заключенного Соглашения со Счетной палатой Российской Федерации использовались информационные ресурсы комплекса средств автоматизации государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО), которые способствовали повышению эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП области.

Реализация принципа гласности в деятельности Палаты в основном осуществлялась через публичное представление результатов контрольной, экспертно-аналитической деятельности, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах. На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовано 96 соответствующих сообщений. В соответствии с изменениями, внесенными в закон области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», с июня 2012 года КСП области размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты и заключения Палаты о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

На основе поручений Законодательного Собрания области, предложений Губернатора области, результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий отчетного года коллегией КСП области 25 декабря 2012 года утвержден план работы на 2013 год, в котором определены приоритетные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Палаты.

Основные показатели деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области

№ п/п Наименование Количество
I. Контрольные мероприятия
1. Общее количество проведенных контрольных мероприятий 28
2. Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий 161
3. Выявлено финансовых нарушений на сумму (млн. руб.) 3407,1
в том числе:
3.1 при формировании и исполнении бюджетов (млн. руб.) 1207,0
3.2 нецелевое использование средств (млн. руб.) 6,4
3.3 несоответствие принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств (млн. руб.) 204,2
3.4 неправомерное использование средств (млн. руб.) 45,3
3.5 в области государственной (муниципальной) собственности (млн. руб.) 815,8
3.6 при осуществлении государственных (муниципальных) закупок (млн. руб.) 52,2
3.7 при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности (млн. руб.) 737,7
3.8 прочие виды нарушений и недостатков (млн. руб.) 338,5
II. Экспертно-аналитические мероприятия
1. Общее количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий 18
из них:
1.1 подготовлено заключений по проектам нормативных правовых актов 9
1.2 подготовлено заключений на отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда ОМС 8
2. Выявлено финансовых нарушений и недостатков на сумму (млн. руб.) 1844,9
в том числе:
2.1 при формировании и исполнении бюджетов (млн. руб.) 1739,9
2.2 при составлении отчетности (млн. руб.) 102,4
2.3 прочие виды нарушений и недостатков (млн. руб.) 2,6
III. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
1. Направлено представлений (ед.) 104
2. Направлено предложений (ед.) 424
3. Фактически выполнено предложений по устранению нарушений (включая принятые к сведению) (ед.) 403
4. Предложено к восстановлению (взысканию), отражению в учете (в законе области об областном бюджете) в представлениях и заключениях КСП области на сумму (млн. руб.) 1997,2
5.   Восстановлено в бюджет (отражено в законе области об областном бюджете, учете), в том числе по представлениям прошлых лет на сумму (млн. руб.) 1324,6
6. Направлено информационных материалов по результатам экспертно-аналитических мероприятий (ед.) 23
7. Принято постановлений и решений органов государственной власти (ед.) 50
8. Количество материалов, направленных в прокуратуру области по итогам контрольных мероприятий КСП области (ед.) 24
9. По материалам КСП области возбуждено:
9.1 уголовных дел 6
9.2 административных производств 9
10. Число лиц, привлеченных к дисциплинарной, материальной, административной ответственности (чел.) 30